Лидер рок-группы «Кукрыниксы» Алексей Горшенев со товарищи привозит «Жизнь поэта» — спектакль из песен на стихи Сергея Есенина.
Проект «Горшенев — Есенин» складывается из альбомов «Душа поэта» и «Смерть поэта»: первый потоньше, подушевнее, второй погрубее, потяжелее, так что даже поклонникам «Кукрыниксов» понадобилось немного потрудиться, чтобы распробовать его и войти во вкус. Театрализованное музыкальное действо Горшенева — самый крупный на сегодня рок-проект, связанный с творчеством Есенина.
Упругие короткие есенинские строки не давали покоя самым разным поющим мужчинам. И романсному Малинину начала 1990‑х, видевшему в Есенине прежде всего лирика с большим «непутевым сердцем». И Сарычеву еще в середине 1980‑х — его больше привлек кабацкий градус стихов и он лихо вкатил в группе «Альфа» синтезаторное соло на мотив «Цыпленка жареного» в хитовой песне «Я московский озорной гуляка». Горшенев свою первую есенинскую песню сочинил в 2005‑м — чуть раньше, чем вышел сериал «Есенин» с актером Безруковым в заглавной роли, прочитавшим перед камерой 22 стихотворения своего прототипа и тезки со старательно переданной интонацией самого Сергея Александровича. К десяти текстам Безруков даже сочинил музыку — в 2008‑м вышел студийный альбом.
«Душа поэта» и «Смерть поэта» — долго зревшие первые сольники Алексея Юрьевича Горшенева — записаны соответственно в 2012‑м и 2013‑м, непростом году, когда умер Михаил Юрьевич, старший из двух братьев, основатель и лидер хоррор-панк-команды «Король и шут», в которой младший вначале играл на барабанах. Спектакль «Жизнь поэта» — совсем новая работа. Киевляне смогут оценить премьеру даже на день раньше жителей Питера — города, где есть Институт истории искусств, а в нем лаборатория, а в ней архив с покрытыми воском валиками фонографа, с которых сейчас воспроизводят записи голосов поэтов, сделанные в 1920‑х.
Век назад никто и подумать не мог, что поэзия станет странным чтивом для ботанов и вообще — чтивом. Стихи запоминали с голоса — поэтов слушали. Они были вовсе не молчунами, кропающими «в стол», а декламаторами, выступали по нескольку раз в месяц, в форматах от квартирного и дачного до концертных вечеров в залах для заседаний. Выращивали себе голос. Есенин, пишут современники, читал «с редким воодушевлением и мастерством, слегка задыхаясь, но звонко и буйно».
А через два года «так он уже больше не читал», но пользовался сценическими умениями в быту — с друзьями «говорил он очень характерно, подчеркивая слова замедлением их произношения». Записанный на фонограф звонкий голос Есенина удивляет. Его декламация неожиданно отчетлива, как диктант. Все слоги заметно длиннее нужного — так, полагал поэт, похоже на предполагаемое звучание священных текстов Индокитая, где, в бесконечной дали от Рязанской губернии, московской литературной жизни и петроградского слома эпох, что‑то известно о мистическом устройстве мира. Не сразу увяжешь эту декламацию с привычным портретным обликом поэта, его надломленным характером и лаконичной легендой о восторженной и горемычной душе, которая маялась тем, что мало кого любила.
Проект «Горшенев — Есенин» — одновременно и концерт, и спектакль на два с половиной часа с антрактом. Песни идут в том порядке, в котором написаны поэтом стихи. По сравнению с альбомами их исполняют более камерно, ласково, умиротворенно, с меньшим участием электроники, так что напророченная поэтом трагедия его судьбы словно приближается к зрителю. Сценический Есенин двоится: его наружное «я», трогательно босое и берущееся иногда за дворницкую метлу, играет актер Антон Ляшенко, а внутреннее — собственно голос поэта — озвучивает Ягода-Горшенев. Время от времени он спускается в зал и заглядывает каждому в глаза. На краю сцены выставлен лаконичный реквизит, грамотно и без перегибов работает свет, под задником музыканты «Кукрыниксов» — гитаристы Дмитрий Гусев и Игорь Воронов, басист Дмитрий Оганян, барабанщик Михаил Фомин — вполне сходят за миманс.
Артистичный Горшенев в марте снялся для фильма Сергея Соколинского «В активном поиске» — о неимущей киногруппе, которой необходимо добыть для съемок случайно мелькнувшую в каком‑то клипе никому не понятную девушку. Фильм сплошь музыкантский: в ролях — Илья Кнабенгоф («Пилот»), Вячеслав Никаноров («Ангел НеБес»), Сергей Паращук («НЭП»), Александр Марцинкевич («Кабриолет»), Алексей Вишня (автор саундтрека, вместе с Горшеневым и Соколинским), Олег Гаркуша. Русский рок по‑мужски гоняется за неуловимым, его содержание — маскулинное понимание жизни как стихии, грубо берущей в оборот широкую и смутную душу, оглядывающуюся на нас: «Вот видите, как выходит...»
Киев, «Юность»
13 апреля, 19:00