По случаю 450-летия со дня рождения Уильяма Шекспира весенний арт-проект «Мистецького Арсеналу» «The show within the show» откроется как выставка современного искусства на тему жизненной драмы, покажет шекспировские фильмы, разыграет мистерии с перформансами и завершится двумя показами «Гамлета» в исполнении лондонского шекспировского театра «Глобус».
Устройство выставки просто и надежно, как спектакль с одним антрактом: в первой части — молодые с масками, во второй — старшие с театром истории, посередине — интермедия.
Вначале вы попадаете в залы, расписанные украинскими стрит-артистами, которые, согласно традиции уличных художников, работают под псевдонимами и в той или иной степени скрывают свои лица и приватную жизнь. В маске такой художник говорит свободнее. Любое его высказывание становится звеном одного большого арт-проекта, нарисованного непосредственно в городе, как способ пообщаться с ним. Участвовать в проекте приглашены стрит-артисты разной степени именитости.
Одесский граффитист Apl315 с дипломом биолога уже в 2007 году показывался на 2‑й Московской биеннале современного искусства, в прошлом году съездил на фестиваль в Сеул, выставляется на каждой ярмарке «Арт-Киев». При такой выставочной востребованности он последователен в нелюбви к остросоциальным темам и сосредоточен на цвете, форме, динамике. С нарочно раздерганными, как бы деформированными работами Apl315, соседствуют исключительно интересные артбуки его землячки Франсуазы Оз (вне арт-процесса — Виктории Удовиченко), художницы и поэтессы.
Также и замкнутый харьковчанин Гамлет Зиньковский больше настенных росписей и картин, которые может сделать буквально за день-два, ценит свои рисованные книги, над каждой из которых работает месяцами, а то и годами — потому‑то не продает.
Дерзко сочетаются еще двое участников вдохновленного Шекспиром «маски-шоу» — киевский постграффити-художник Илья Psyfox с резким стебовым посылом и этически вторящий ему донетчанин Михалыч, всего лишь три года назад «развесивший» на стенах родного Донецка рядом со школами и вузами свой первый проект «Со стороны». Двадцать его работ, посвященных типичным представителям молодежи — выпендрежной, вульгарной, экспансивной до агрессивности, — приглашали молодых людей рассматривать рисунки так, как рассматривают отражение в зеркале. Также из самых молодых участников выставки — Арт-группы Tenpoint, которая в 2012‑м присутствовала на Киевской биеннале современного искусства Arsenale, и «Йод».
После остановки в зале с видеоинсталляциями вы попадаете во вторую, историческую часть выставки. Здесь экспонируются холсты и фотографии, художественно документирующие драматичную хронику сегодняшней жизни.
Один из тех, кто успевает откликнуться на ситуации, предлагаемые обстоятельствами, — мудрец Александр Ройтбурд. Один из тех, кто как будто все знал заранее, — остепенившийся инфант-террибль Арсен Савадов, который осенью представил баснословно красивый и дорогой проект «Commedia dell Arte: Арлекин и Пьеро в Крыму». Для фотографий, сделанных на сочной пейзажной натуре вблизи Севастополя, он вез несколько грузовиков специально изготовленных объектов.
Свежие работы украинских мэтров современного искусства, как в шекспировских сюжетах, предъявляют не созерцательность, а напряженную устремленность проницательных взглядов. Синхронный срез того, что и как видят Реунов и Сильваши, Гнилицкий и Сагайдаковский, Сай, Ралко, Волязловский и еще дюжина мастеров первой руки, разрушают заблуждение, что на злобу дня можно отозваться лишь гневно и резко. Например, работы Ирины Озаринской самое важное сообщают именно в силу аскетичной тщательности и прозрачной четкости.
Параллельно взрослой экспозиции работает, как обычно, Малая галерея — детский «Арсенал идей», которому предстоит провести конкурс «Шекспир артбуков», сделанных в дни работы выставки. Отдельным интермеццо 17 мая пройдет подобный «Сну в летнюю ночь» костюмированный карнавал, обозначенный как «Ночь мистерий, перформанса и музыки».
А в глубине «Арсеналу» готовят к приезду лондонского шекспировского театра «Глобус» белый зал — пространство с хорошей акустикой, способное вместить сцену, которую лондонцы возят с собой, и 500 зрителей. «Гамлета» они сыграют днем и вечером 24 мая.
Киев, «Мистецький Арсенал»
29 апреля — 1 июня