После томительного ожидания поклонников на экраны выходит новый голливудский «Годзилла», который оказался скорее нашим союзником в борьбе с врагами-гнусами, чем разрушительной природной силой. Фильм от такой политкорректности только проиграл.
Предыдущий голливудский «Годзилла», снятый в 1998‑м Роландом Эммерихом, почему‑то считается неудачным, хотя при бюджете в $ 130 млн в итоге собрал по миру $ 380 млн. Фильм чаще всего упрекали в сходстве гостя из Японии с динозаврами «Парка Юрского периода» и ругали за глупый сюжет, развивавшийся на фоне спасения от монстра: совсем не похожий на героя боевика интеллигентный увалень Мэттью Бродерик пытался вернуть институтское увлечение, сыгранное неизвестно откуда взявшейся и туда же и вернувшейся после «Годзиллы» актрисой Марией Питилло.
Первые сведения о новой экранизации появились три года назад. Студии Warner Bros и Legendary Pictures предложили режиссеру Гарету Эдвардсу проект, после того как вышел его фильм «Монстры», в котором молодая пара шла по территории, «инфицированной» жуткими пришельцами-убийцами. Монстры появлялись только в финале, и продюсеров явно впечатлил саспенс, получившийся у Эдвардса практически на пустом месте. На стадии промо «Годзиллы» саспенс сработал прекрасно, фильм много соберет в первый уикенд проката, но к самой картине есть вопросы, причем заданы они будут не с упреком, а с недоумением.
В отличие от своего предшественника из 1998‑го, нынешний «Годзилла» очень хочет быть «тру», настоящей, японской. Не зря герой Кена Ватанабе, повернувшись к зрителям, настаивает, что гигантскую ящерицу зовут Годжира. Кроме того, большая часть действия происходит в Японии, сначала в конце 1990‑х, когда во время катастрофы на ядерной станции погибает мать главного героя (Жюльет Бинош, два десятилетия назад отказавшаяся сниматься в «Парке Юрского периода»). Ее муж, главный инженер станции (Брайан Крэнстон из сериала «Во все тяжкие»), спустя полтора десятилетия не может простить себе гибели жены и вместе с сыном (Аарон Тейлор-Джонсон) становится свидетелем высвобождения гнуса (забавный русский перевод) — чем‑то похожей одновременно на Чужого и жука из «Звездного десанта» твари, питающейся ядерными отходами.
Годзилле не впервой сражаться с другими монстрами в многочисленных японских фильмах (нынешний как раз вышел к 60‑летнему юбилею эпопеи), но именно это делает его даже менее страшным, чем неизбежно напрашивающаяся на сравнение эммериховская ящерица. Годзилла здесь — не природная сила, пришедшая к человеку отомстить за надругательство над природой, а союзница, помогающая людям избавиться от других отрыжек цивилизации. В этом главный недостаток фильма — несмотря на несколько очень хорошо сделанных сцен (например, с поездом и гнусом на мосту), он недостаточно страшный.
Кроме того, Эдвардс явно пытался следовать главному девизу нынешних блокбастер-мейкеров и сосредоточиться на «психологической убедительности», от недостатка которой страдают другие картины с бюджетом выше ста миллионов. Поэтому в первый час фильма глаза Тейлора-Джонсона увлажняются каждый раз, когда отец вспоминает о матери, а у его жены (Элизабет Олсен) вообще глаза постоянно на мокром месте. В этой компании плакс не очень понятно, кто же все‑таки герой — видимо, им должен стать Годзилла, но как только он завершает свое дело среди людей (снятое в Ванкувере Сан-Франциско), он грустно отправляется восвояси, лишив нас даже трагического финала из эммериховской версии.
При всем этом фильм как развлекательное зрелище летнего сезона скорее получился. Только никто не объяснит, почему все скучные сцены с разговорами происходят при свете дня, а все зрелищные драки случаются дождливыми ночами, когда ничего не разглядеть.
«Годзилла»
Godzilla
США, Япония
Режиссер: Гарет Эдвардс
В ролях: Аарон Тейлор-Джонсон, Элизабет Олсен, Брайан Крэнстон, Кен Ватанабе
ТАКЖЕ В КИНОТЕАТРАХ С 15 МАЯ
«Отель «Гранд
Будапешт»
The Grand Budapest Hotel
США, Германия
Режиссер Уэс Андерсон. В ролях: Рэйф Файнс, Тильда Суинтон, Эдриен Броуди, Джуд Лоу Абсурдистская фантазия автора «Академии Рашмор» о старой гостинице в выдуманной восточноевропейской стране как метафора закончившейся идиллической жизни в преддверии мировых войн XX века.
Старомодный портье (Рэйф Файнс) берет на работу мальчика-индуса, который станет его помощником в лавировании между постоянно меняющимися политическими силами.
«Младенец в подарок»
Expecting
США
Режиссер Джесси Маккормак. В ролях: Мишель Монаган, Рада Митчелл, Джон Дор, Майкл Уэстон После долгих лет замужней жизни Лиззи уже отчаялась завести ребенка. Ее подруга Энди тем временем случайно забеременела после секса на одну ночь. Энди предлагает Лиззи выносить ребенка для нее. Окружающие говорят, что это плохая идея, и они правы.
Полнометражный режиссерский дебют актрисы Джесси Маккормак.
«Вулкан страстей»
Eyjafj allajokull
Франция
Режиссер Александр Коффре. В ролях: Валери Боннетон, Дани Бун, Дени Меноше, Альбер Дельпи Для сотен тысяч путешественников извержение исландского вулкана с непроизносимым именем из оригинального названия этой французской комедии — досадное препятствие. Для бывших супругов Алена и Валери это вселенская трагедия — из-за извержения им придется поехать на свадьбу дочери в греческую деревню вместе.