На следующий день после инаугурации пятого президента Украины «Мистецький Арсенал» открыл в своих стенах выставку «Сцена украинского авангарда» — выставку, которая во многих смыслах является символической. Особенно сейчас, когда страна находится в состоянии хоть и необъявленной, но фактической войны, а предыдущие полгода показали, как активно украинский народ принялся рефлексировать на тему собственной идентичности
При минимуме финансовых ресурсов и без присущего открытиям больших выставок пафоса, «Арсенал» показал проект, достойный внимания. Сто работ двадцати художников-авангардистов начала ХХ века были заимствованы из Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства, Национального музея украинского народного декоративного искусства, а также нескольких приватных собраний. В частности, из коллекции Игоря Воронова, регулярно выступающего меценатом арсенальских проектов, были взяты бесценные работы основателя кубизма в скульптуре Александра Архипенко.
Организация экспозиции проста: зритель последовательно, как в классическом музее, знакомится с развешенными в ряд живописными и графическими работами знаковых для европейского искусства личностей. От Казимира Малевича до Марии Синяковой, от известных имен до малознакомых — цель проекта и его наибольшая ценность в том, чтобы показать зрителю, насколько уникальной и мощной была традиция авангарда в Украине.
Здесь стоит сделать лирическое отступление и рассказать об этой самой традиции. Большинство из пришедших на выставку наверняка смогут вспомнить словосочетание «русский авангард» и даже соотнести его с «Черным квадратом» Казимира Малевича. Действительно, всему происходящему на территории бывшей Российской империи автоматически присваивался ярлык «русский». Западным исследователям так было легче, а отечественным искусствоведам говорить об авангарде сначала было нельзя (в советское время такие попытки карались), а потом — некогда (в девяностые искусство можно было разве что продавать за наличные, но никак не анализировать). И вот только сейчас возникает интерес к глубинному исследованию наследия украинских художников, изучению особенностей их творчества с привязкой к месту жизни и художественной деятельности, к размышлениям о том, что делает украинских художников украинскими?
Проницательный читатель уже догадался, что эта тенденция отражает социально-политические процессы в стране. Украина, получив независимость 23 года назад, только теперь по‑настоящему ставит вопрос: что же делает ее Украиной? Ответ — в том числе, в подобных выставках.
Понятие «украинский авангард» вошло в обиход в 1980‑х с подачи французского искусствоведа украинского происхождения Валентины Маркаде. Тогда Запад впервые увидел работы Василия Ермилова и Александра Богомазова. Примечательно, что там авангардные решения наших художников вызывали особый интерес. С одной стороны, они укладывались в общую логику характерных тогда для европейского искусства поисков формы и смысла. А с другой — выделялись уникальной насыщенной колористикой, вдохновленной украинским народным творчеством.
Взять хотя бы Виктора Пальмова и его работу «Украинское село зимой»: здесь сочетаются базовые для европейского кубофутуризма подходы, но яркие цвета становятся отличительной от него чертой. Или же зарисовки сценических костюмов Александры Экстер — ее учитель Фернан Леже упрекал художницу за слишком яркие цвета, но та упорно отстаивала мысль о том, что молодые славянские народы проявляют свою жизненную энергию именно в ярких, мажорных красках. Ну и, конечно же, Малевич, который сам себя называл украинцем и писал, что главным источником вдохновения для его работ служит село и его жители.
«Сцена украинского авангарда» — это богатый авангард. Богатый духовно и идейно, поскольку сумел изменить ход художественной мысли. Или, как писал классик украинской авангардной сценографии Вадим Меллер: «заменить физическое психическим, заменить вещь знаком, символом, художественным образом». Сегодня работы этих художников уходят с молотка за невообразимые суммы, как, к примеру, работа Василия Ермилова «Горки. 21.1.1924», проданная в 1989 году на «Сотбисе» за 120 000 фунтов стерлингов.
И это бедный аванград. Бедный, как жизни художников, перечеркнутых сталинским террором — если расстрела удавалось избежать, их ожидало нищенское существование (тот же Ермилов был вынужден жить впроголодь на чердаке). И бедный, как их искусство, которое сначала уничтожала советская машина как «формалистское», а затем гитлеровская — как «большевистское».
«Сцена украинского авангарда: живопись, графика, сценография»
Киев, Мистецький арсенал
до 29 июня