Майкл Бэй перезапустил «Трансформеров» с новыми персонажами. Речь, правда, идет только о людях — их, в отличие от заглавных героев, поменять легко.
В конце 2000-х «Трансформеры» стали массовым феноменом, отвечавшим за тенденции в Голливуде: ориентация на детскую аудиторию, союз с компанией игрушек Hasbro, простейший сюжет, взрывы, погони и драки, минимум диалога, чтобы не напрягать новые рынки — в первую очередь Китай, который приносит все больше в голливудскую кассу, поэтому ни одно решение о запуске дорогого проекта не решается без оглядки на восточный фактор.
Стратегия сработала. Трилогия «Трансформеры» собрала в мировом прокате $ 2,675 млрд, так что четвертая часть стала неизбежностью, хотя 2000-е закончились и новый фильм вышел через три года после третьего, притом что предыдущие появлялись с механической периодичностью каждые два года.
Забавно, что франшиза, которая была еще в недавнем 2007‑м последним словом в науке изготовления технически совершенных блокбастеров, кажется уже родной и привычной, а добавление новых старых звезд — Марка Уолберга, Стенли Туччи, Келси Граммера — вместо старых новых — Шайи ЛаБафа, Меган Фокс — только усиливает впечатление, что смотришь родное привычное ретро. Восторг от новизны сменился тихой радостью узнавания, франшиза постарела в хорошем смысле и как будто извиняется, что из жадности пошла на четвертый срок, нарушая все законы трехчастной драмы.
За прошедшие семь лет изменились не только герои, но и экономический климат, и геополитическая ситуация. Нищий автомеханик из Техаса Кэйд (Марк Уолберг) с мечтой об изобретательстве отмахивается от риелторов и кредиторов, приезжающих продавать его дом. На дворе кризис, новый герой, в отличие от бодренького, смотрящего в светлое будущее Шайи ЛаБафа из предыдущих фильмов, находится за чертой бедности, терять ему нечего. В самом начале Кэйд ходит по заброшенному кинотеатру, слушает ворчание о том, что фильмы теперь не те, что раньше, — был великий Джон Форд, стали сплошь сиквелы и ремейки («У меня тоже есть самоирония!» — будто говорит нам режиссер Майкл Бэй), и увозит старенький грузовик, который, естественно, оказывается Оптимусом Праймом.
Для трансформеров, как и для старого доброго «кино со смыслом», наступили тяжелые времена. Неблагодарные люди (а именно ЦРУ) решили создать свои машины и истребить инопланетные, так что Оптимус Прайм скрывается не только от десептиконов, но и от властей. Акценты в отношениях героев сместились. Теперь не герой поневоле спасает девушку и заодно планету, а заботливый отец Кэйд выручает дочку (19‑летняя наследница империи фастфуда Wendy’s Никола Пельтц, как и положено в «Трансформерах», прекрасно смотрится в коротких шортах), ну и планету заодно. Люди становятся игрушками в руках трансформеров буквально — их похищают, подбрасывают, подхватывают, чтобы в финале сделать причастными к победе добра.
Надо признать, что «Трансформеры» к четвертой части не утратили развлекательного фактора. Фильм идет почти три часа, но как только зритель начинает скучать, Бэй показывает ему разрушение очередного мегаполиса. В финале все сюжетные точки сходятся в Китае, а трансформеры крушат Гонконг, потому что… ну потому что для разнообразия можно и Гонконг, не все же Нью-Йорку с Сан-Франциско отдуваться. «Хотели голливудских развлечений? — будто спрашивает Бэй свою растущую восточную аудиторию. — Тогда мы идем к вам».
«Трансформеры: Время вымирания»
Transformers: Age of Extinction, США
Режиссер: Майкл Бэй. В ролях: Марк Уолберг, Никола Пельтц, Стенли Туччи, Келси Граммер
«Враг»
Enemy
Канада, Испания
Режиссер: Дени Вильнев
В ролях: Джейк Джилленхол, Мелани Лоран, Изабелла Росселлини, Сара Гэдон
Камерный триллер канадского режиссера Вильнева, автора «Пожаров» и «Пленниц», об учителе истории Адаме, который вдруг видит в исполнителе незначительной роли в снятом в его городе фильме точную копию себя. Адам находит агентство актера Тони, выясняет его телефон и звонит, пытаясь понять, как такое сходство вообще возможно. Трубку берет беременная жена Тони, и начинается драма о кризисе идентичности. Всего в одной сцене появляется супермодель Изабелла Росселлини в роли матери Адама, которая убеждает его, что у него не может быть брата-близнеца.
«Не говори ничего»
Wish You Were Here
Австралия
Режиссер: Киран Дарси-Смит
В ролях: Джоэл Эдгертон, Тереза Палмер, Фелисити Прайс, Энтони Старр
Довольно редкий для нашего проката и снятый аж два года назад триллер австралийского производства о четырех друзьях, отправившихся отдыхать на камбоджийский курорт. В одну из ночей Джереми таинственным образом пропадает, и оставшиеся пытаются понять, что случилось. К финалу выясняется, что один из друзей скрывает то, что на самом деле произошло с Джереми.
«За тридевять
земель 3D»
Resan till Fjaderkungens Rike
Дания, Швеция
Режиссер: Эсбен Тофт Якобсен
Роли озвучивают: Марина Гладкая, Андрей Левин, Галина Чигинская, Станислав Концевич
Маленький кролик Йохан в поисках матери попадает в царство Короля перьев, сражается с силами зла и учится жизненным премудростям. Фильм для всей семьи, только если родители любят специфическую медитативную скандинавскую анимацию.