11 июля в «Мистецькому Арсеналі» откроется выставка «Новая украинская мечта. Развитие искусства в условиях кризиса». Это масштабный художественный проект, инициированный журналом Forbes.
Идея «украинской мечты» вроде бы напрашивается на ассоциации с «большой американской мечтой», однако кураторы выставки, добавив уточнение «новая», постарались снизить пафос: в пространстве «Арсенала» художественная рефлексия избегает обобщений и задается определенными временными рамками. Здесь речь пойдет об украинской мечте в условиях кризиса: культурного, экономического, кризиса идентичности — как на личностном, так и государственном уровне. Об этом говорит подзаголовок проекта, а сама выставка, собственно, является визуальным фоном для заседания клуба Forbes, которое состоится в день открытия проекта и будет поднимать вопрос инвестиций в искусство и культуру.
В проекте заявлено около сорока авторов. Экспозиция займет левое крыло «Арсенала» и будет наполнена недавними произведениями, отобранным куратором Александром Соловьевым из частных коллекций; работами, которые создаются специально под эту выставку; а также в формате work-in-progress — непосредственно в выставочном пространстве.
Само понятие мечты предполагает некую идеальную картинку, такого себе золотого века, возможного по определению только в будущем. Однако общего рецепта счастья нет, поэтому глупо ожидать, что выставка может стать иллюстрацией единого образа украинской мечты. Но совершенно точно можно посмотреть на то, какой коллективный образ сложится из разных работ — чаяний отдельных авторов, связанных между собой национальной принадлежностью.
Важно отметить, что здесь представление о мечте как о категории будущего сильно укоренено в настоящем: события последних месяцев привязали украинского художника к моменту здесь и сейчас — именно отсюда, из повестки новостей, формируется завтра. Так, в работах большинства представленных авторов присутствует рефлексия по поводу событий в стране и логичный порыв устроить мир более справедливым образом.
Здесь есть геополитические нарративы: живопись Олега Тистола, где автор украинизирует крымские пальмы, сочетается с новой серией Юрия Соломко, где на огромные принты в виде карты мира нанесен образ девушки с ограниченными способностями — у нее нет ноги, но на ее месте проступают очертания Крымского полуострова. У некоторых художников украинская мечта приобретает космический масштаб в ключе иронического фэнтези: Василий Цаголов представит свою версию «Космической одиссеи», где в космосе можно будет усмотреть чисто украинские пейзажи; Psyfox сделает огромный мурал с отсылкой к «Пятому элементу» Бессона, но «мультипаспорт» Милы Йовович будет украинским; Игорь Гусев «водрузит» на Луне украинский флаг и т. д.
Еще одна линия, которую можно условно назвать милитаристской, объединит одесских художников Богдана Перевертуна, Франсуазу Оз и Николая Лукина — их работы «читаются» в контексте происходящих ныне военных действий. Равно как и чертежная «живопись с танками» Николая Маценко.
Однако на каждую утопию есть антиутопия. Ситуативный дуэт Марины Талютто и Альбины Ялозы станет тому подтверждением. Художницы предложат зрителю пройтись по ковровой дорожке внутри своеобразного тоннеля, параллельно читая выдержки из произведений Тараса Шевченко, воспевающих украинскую мечту в виде «садка вишневого коло хати». Однако, как в «Сталкере» Андрея Тарковского, путь к комнате счастья по итогу окажется боле важным, чем сам результат. Сюда же можно отнести и работу Алексея Сая — в этот раз он снова раскладывает огромный водоворот из граблей — очень знакомого украинцам реди-мейда, на который в погоне за мечтой, принято вновь и вновь наступать. Добрыня Иванов к вопросу украинской мечты подходит с долей цинизма: он размещает в центре экспозиции миниатюру самого большого в мире воздушного транспортного средства — самолета «Мрія». Он был собран в Украине, однако, не имея широкого применения, так и остается чем‑то вроде нереализованной мечты.
Можно ли за такой короткий период (как максимум — время независимости Украины, как минимум — от начала Майдана) осмыслить и выразить художественными методами такую тонкую и весьма абстрактную вещь, как мечта? В любом случае этот проект займет свое место в истории таких необходимых сейчас поисков украинской идентичности. Каково будет его значение — рассудит время.
Киев, «Мистецький Арсенал»
«Новая украинская мечта. Развитие искусства в условиях кризиса»
11‑20 июля