Відпочинок

концерт

Искусство Кусс

Искусство Кусс
Фото: Neda Navaee

Недели Германии в Украине без лишнего ажиотажа открываются концертом струнного Kuss Quartett из Берлина — ансамбля настолько же авторитетного, насколько инновационного, и настолько же энергичного, насколько тонкого.

Участникам квартета почти по сорок — возраст, когда уже успели выступить в тех филармонических залах, куда пропуск получают лишь исполнители с особо выдающимися заслугами перед музыкой (нью-йоркский Carnegie Hall, амстердамский Concertgebouw, лондонский Wigmore Hall, площадки Эдинбургского и Зальц­бургского фестивалей), и с удовольствием играют еще и в ночных клубах. С диджеями, или рэперами, или актерами. И эти кроссдисциплинарные подвиги записывает берлинское Kulturradio.

Они сыграли, кажется, все, что человечество успело написать для четырех инструментов со смычками — от музыки эпохи Возрождения до сочинений современных мэтров, переворачивающих своим умищем вековые пласты музыки, таких как Хельмут Лахенман и Дьёрдь Куртаг. В Киевской, а 30 сентября — и в Днепропетровской филармонии Kuss Quartett играет несколько пьес одного из этих мэтров, сэра Харрисона Бёртуистла, поместив его произведения между Тридцать шестым квартетом Гайдна и Тринадцатым — Бетховена.

Эта музыка сама по себе чудесна. Гайдн воздушен, как венское пирожное, которым лакомишься прямо в венской кофейне, когда в дальнем конце той же улицы альпинисты парогенераторами отчищают от пыли фасады венского сецессиона. Бетховен пружинист и уравновешен, как роман воспитания, который хочется читать основательно, не отрываясь. В его Тринадцатом (предпоследнем) квартете лаконичное ясное аллегро, миловидная вторая часть с завитушками, менуэт с ненадоедливыми вариациями, совершенно неожиданное — большой красоты и силы — сожаление о чем‑то вроде странностей жизни, а в конце — написанная отдельным опусом могучая фуга, которая стоит музыкантам большого напряжения. Она растет из резкой унисонной темы, затем бежит вдохновенно и энергично, затягивая узлом всю предыдущую музыку Квартета. Впервые два произведения сыграли как одно, 50‑минутное, через месяц после смерти композитора, и это вошло в исполнительскую практику.

Kuss Quartett никогда и ничего не играет «как заведено» и «как правильно». Судя по записям последних двух лет (например, диску Theme Russe с музыкой Чайковского, Стравинского и Шнитке), музыканты заняты поиском не просто нового интонирования известной музыки, а добычей энергии — той страсти, с которой струна каждое мгновение сопротивляется закручивающему ее смычку. Результат и акустически, и сюжетно ошеломляет: как будто нам прочитали вслух насквозь знакомую пьесу, и оказалось, что раньше мы в ней не замечали чего‑то принципиально важного.

Ведущий современный британский композитор 80‑летний Бёртуистл тоже занимается чем‑то принципиально важным для музыки. Он не экспериментатор — он строит произведения как архитектор, делающий из вполне традиционных материалов великолепное по дерзости новье. При этом ничем таким сверхъестественным он инструменты не терзает. В молодости титулованный кларнетист, он в один день продал все свои кларнеты, чтобы сосредоточиться только на сочинении музыки. Для его оркестровой вещи Theseus Game, например, требуются сразу два дирижера (и не каких угодно — его музыку считали необходимым исполнять Пьер Булез, Даниэль Баренбойм, сэр Саймон Рэттл и другие маэстро такого же калиб­ра). Слушая его, поначалу немного напрягаешься, но привыкаешь легко — кусочки мелодий можно даже петь, и кстати, среди композиторских наград Бёртуистла есть премия Лоуренса Оливье за выдающиеся заслуги в опере. Kuss Quartett исполнит «Избранное» из его «Девяти пьес для струнного квартета».

Предсказать впечатление, которое вы сможете получить, невозможно. Но аргументом в пользу того, что музыка, играемая Квартетом, находится в превосходных руках, могут служить сведения о каждом его участнике. Первая и вторая скрипки ансамбля, Яна Кусс и Оливер Вилле, — лауреаты премий и стипендий с юношеских лет, ученики ведущих педагогов Европы — основали квартет будучи 14‑летними школьниками. Позже были приглашены на год изучать квартетное мастерство с членами The Cleveland Quartet в бостонскую Консерваторию Новой Англии, привели свой ансамбль к лауреатству Premio Borciani в 2002 году и теперь занимаются только делами Квартета. В том же году к ним присоединился альтист Уильям Коулмен, британский профессор, солист и камерный музыкант, играющий на инструменте Карло Антонио Тесторе 1735 года. Вместе с Коулменом Kuss Quartett стал лауреатом многочисленных премий и записал диски на лейблах Sony / BMG и ECM. Виолончелист Микаэл Хахназарян был концертмейтером виолончельной группы и приглашенным солистом уважаемых европейских оркестров, участником The Zurich String Trio и Basler Streichquartett. В 2008‑м Kuss Quartett заполучил его вместе с виолончелью Карло Джузеппе Тесторе 1690 года.

Киев, Национальная филармония Украины

26 сентября, 19:00

Днепропетровск, Днепропетровская филармония имени Л. Б. Когана

29 сентября, 18:30

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама