Лозунг «Будь другим» за век до Apple придумал и реализовал сын одесского ювелира Андре Ситроен. С помощью другого пророка в своем отечестве — стилиста McLaren Максима Шкиндера — мы разложили дизайн Citroen С4 на атомы, чтобы понять, чего в нем больше: гениальности или искусства ради искусства.
«Шевроны» всегда были сами по себе. «Шевроны» всег- да были сами по себе. Если история большинства компаний — это летопись сражений за власть конструкторов и бухгалтеров, то в Citroen правили художники. Причем явно футуристы, которых мало интересовали такие дисциплины, как эргономика и сопромат. Не говоря уже о таких далеких от искусства понятиях, как технологичность и себестоимость. Grand С4 Picasso — очередное тому подтверждение. Если перефразировать известного классика, то умом «шевроны» не понять и стать у них действительно особенная. Французы в который раз умудрились предложить миру то, что другим не под силу, — соединили в «гранде» функционал вэна, универсала и даже представительского седана, наградив при этом Grand абсолютно своеобразной внешностью, которую наш эксперт сравнил с портретом мультяшного монстрика.
— Максим, не раз приходилось наблюдать на автосалонах реакцию молодых дизайнеров на концепты Citroen. Мол, нам бы такую свободу действий. А ты хотел бы поработать на «двойной шеврон»?
— Уже нет. Считаю, что мне с самого начала повезло — еще студентом я попал к наставникам, которые исповедовали тот же принцип, который является догмой в McLaren: for everything a reason. То есть у любого решения должна быть своя причина. Даже работая в Skoda в период слома ее дизайнерских устоев, я не раз наблюдал, как шеф-дизайнер марки Йозеф Кабан браковал очень креативные решения только потому, что они ставили стайлинг выше функциональности. А вот французские стилисты вообще и ситроеновские в частности этим частенько грешат.
— Но ведь их философия в том и заключается — быть не в авангарде мейнстрима, а над ним. Лозунг компании «Лучшие идеи — это те, которые никому еще не пришли в голову».
— Что да то да. В одном облике Grand С4 Picasso «зашито» столько оригинальных идей, что их с лихвой хватило бы на три классных сбалансированных автомобиля. Но из‑за такой концентрации они мешают друг другу. Не поддерживают одна другую, не подхватывают. В результате облик минивэна, как мне кажется, получился перегруженным.
— У тебя не возникает желание взять все и перерисовать? Будь такая возможность, с чего бы начал?
— Я уже думал над этим. Мысленно попробовал изменить форму и расположение основных фар и понял, что тогда перерисовывать надо буквально все. За счет «перевернутой» местами оптики вэн смотрится немного странно — такой себе лобастый монстрик. Необычно, но своеобразно и хорошо запоминается. И сколько ни думал, так и не нашел практичного объяснения форме рейлингов: их не просто завели на задние стойки, а еще и «развернули против течения», дотянув до боковых дверей. Эффектно, но какой функционал у такого решения?
— Но ведь узнаваемость дорогого стоит — за нее уже которое десятилетие борются американские и особенно азиатские бренды. Без подобных вау-факторов бренд захиреет.
— Согласен, такая стилистика столь вычурна, что узнаешь эту французскость, даже не видя бейджа. Нарисуйте самый футуристический автомобиль, интегрируйте туда лого Citroen — и он получит право на жизнь. А теперь мысленно поменяйте на Grand С4 Picasso «шевроны», например на лого Peugeot, — оно будет казаться неуместным. А вот решение фронтальной части, по‑моему, очень удачно. Благодаря непрерывной, заходящей на бока хромированной вставке, автомобиль, несмотря на довольно узкую колею, визуально выглядит шире.
— На что ты в первую очередь обратил внимание в салоне?
— На усыпанную кнопками ступицу руля. Для дизайнера организовать все это хозяйство — разбить его на сегменты, проработать графику — огромное удовольствие. Но вот потребителя такое количество смущает. Очень понравилась передняя панель — то как она «висит» в воздухе, как перетекает из плоскости в плоскость. И вообще интерьер «гранда» намного чище — все на своих местах. Когда сидишь за рулем и не знаешь, как выглядит автомобиль снаружи, экстерьер воспринимается иначе. Намного спокойней и чище, не перегруженным мишурой.
Досье
Максим Шкиндер — самый востребованный украинский автодизайнер. И самый неуловимый. Еще не сдав выпускные экзамены в Киевском институте декоративно-прикладного искусства, он единственный в том году получил грант на бесплатное образование в IED — лучшем отраслевом вузе мира. Опять таки еще не закончив учебу в туринской школе дизайна, Шкиндер был принят на работу в Skoda. Без обычного в таких случаях испытательного срока. А едва подписав с чехами второй — уже безлимитный — контракт, Максим получил приглашение от компании McLaren, выпускающей самые перфекционистские автомобили мира.
iPhone, MINI, Polaroid — секрет успеха этих продуктов в том, что они шли вразрез со стереотипами, поражали обывателя своим новаторством и изобретательностью. Grand — из той же оперы.
Если кто запамятовал — в свое время именно Citroen первым рискнул выйти на рынок с микровэном — в конце 1999 года свет увидел Xsara Picasso. Восемь лет назад появилась вторая генерация пятидверки — ее строили уже на платформе сменившего «ксару» хетчбека С4. Причем сразу в двух версиях — пяти- и семиместной. У нас на тесте представитель третьей генерации, появившейся год назад. И нужно отдать должное креативности ситроеновцев — они снова переписали стандарты в своем классе. Оба минивэна создавались в новом концептуальном стиле марки Technospace, подчеркивающем его главные преимущества — концентрацию высоких технологий (Techno) и простора салона (Space). Несмотря на компактные просторы, Grand (он длиннее «обычного» Picasso аж на 55 мм) дарит простор, комфорт и оснащение бизнес-класса. Фактически французы пересмотрели сам термин «премиум-класс», которым сегодня оперируют все кому не лень.
Благодаря колоссальных размеров панорамному лобовому стеклу (общая площадь остекления составила 5,30 кв м) в солнечные дни салон наполняется природным светом, как аквариум. Раньше подобное можно было встретить только у некоторых версий Maybach. Передние кресла с массажерами (а пассажирское — еще и с оттоманкой) — из той же стратосферы: они раскладываются по такому же алгоритму, что и задние у новейшего Mercedes S-klasse — то есть практически в одну плоскость.
Вообще, Grand C4 Picasso буквально покоряет невиданным доселе в данном классе уровнем оснащения: сенсорный 7‑дюймовый и панорамный 12‑дюймовый HD-мониторы, адаптивная LED-оптика, система кругового обзора 360 Vision, ультразвуковая система мониторинга «слепых» зон, активный круиз-контроль, система помощи при парковке и предупреждения о пересечении разметки. Не говоря уже о таких мелочах, как 220‑вольтовые розетки и множество боксов, ниш, кармашков и подстаканников, которые наверняка сведут с ума жадных таможенников.