Самый презентабельный акапельный ансамбль Украины к своему 20‑летию подготовил специальный концерт. По старым работам видно, насколько лучше мужчины поют джаз сейчас, чем тогда, а по совершенно новым — как сильны они и в качестве композиторов
Расхожее измерение того, чему равны двадцать лет, — «целое поколение выросло» — в случае ManSound абсолютно точно. Тенор Владимир Сухин и бас Рубен Толмачев уже пели в составе ансамбля, когда Вилен Кильченко только-только отправился в детский хор. В ансамбль он пришел в 2011 году, заняв вакансию высокого тенора, выучил весь «старый» репертуар и оказался певцом с такими данными, в расчете на которые можно делать совершенно особенные аранжировки.
«Старое» и «новое» отделяют 10 лет — ровно половина истории ансамбля. Рубец пришелся на первые числа октября 2004 года — ManSound на фестивале в Австрии, где в прежние сезоны брал Гран-при, начал петь вшестером, а закончил впятером. Без Владимира Михновецкого — основателя, автора большинства аранжировок, тенора, который солировал редко, но ярко. Инфаркт. Долго искали певца на его партию — им оказался Сергей Харченко («Я пришел на кастинг, и моим козырем оказался тембр один в один с Михновецким»). Одновременно пришлось искать и баритона — нужным человеком вовремя и к месту стал Вячеслав Рубель, вдохновенный хорист, ансамблист и эксперт по экзотическим вокальным техникам, таким как резонансное пение. С ним ManSound обогатился характерным рыком, а также в некоторой степени репертуаром Луи Армстронга, тембром саксофона, засурдиненного тромбона и артистичным дуракаваляньем в «легкой» части обширного репертуара.
Вообще они — если вдруг вы пока не в курсе — помимо неоспоримых музыкальных достоинств, замечательно сценичны, харизматичны и обаятельны. А в музыке — перфекционисты. Как послушаешь ManSound вживую, так и становишься поклонником на веки вечные. У них выразительные голоса, отличная дозировка соло и поддержки, изумительная гибкость во всем, что касается звукового объема, наполненности, красочности, драйва. Целиком оригинальные и отличного качества аранжировки — сложные, простые, нескучные.
Большинство наград ManSound завоевал с работами Михновецкого — потому что тогда еще соревновался, а теперь ансамблю, организовавшему международный вокальный фестиваль Vocal Zone, впору председательствовать в различных музыкальных жюри.
В первом отделении концерта юбиляры будут петь работы своего основателя. Начнут, как каждый концерт последних семи месяцев, песней «Ой, полечко-поле» о двух парубках-казаках, погибших на изрытой пулями земле. С этой песни начался ManSound: собрались на первую репетицию, Михновецкий раздал ноты, попробовали петь, стали учить, сделали шедевр, он вошел в альбом Slavic Roots (2003; их у ManSound уже семь, и самый интересный — позапрошлогодний Acapellissimo с коллекцией неожиданных по стилю переделок академической и джазовой классики). Михновецкому принадлежат и остальные «нетленки» — прежде всего три медлея, изящных песенных коллажа из украинского фольклора, из Стиви Уандера и Джорджа Бенсона. Те самые, в которых тогда и сейчас солирует Юрий Роменский, притом все вдохновеннее и интереснее.
А во втором отделении покажут «новое»: самые яркие из уже прославившихся композиций и несколько только что сочиненных. Рубен Толмачев написал музыку для шести голосов к Двенадцатому псалму библейского царя Давида в переводе Тараса Шевченко, с важными словами «Да не скаже хитрий ворог: «Я його подужав». Репетируют и два джазовых стандарта в аранжировке Толмачева и один — Сухина. Что из них сочтут приведенным в кондицию, достойную концертного исполнения уже сейчас, а что решат доработать, пока не известно — ManSound в серьезных концертах категорически блюдет эталонное качество.
Из этих же соображений решили петь юбилейный концерт без гостей — пусть это и выглядит не так торжественно, зато исключает проникновение попсы.
Киев, большой зал Национальной музыкальной академии Украины
5 октября, 19:00