В галерее «Хлебня» открылась первая выставка проекта «Украинский наив ХХ века» под названием «Сохраненное солнце» («Збережене сонце»). В пяти залах галереи представлено творчество известных непрофессиональных художников — Панаса Ярмоленко, Марии Примаченко, Катерины Билокур, Григория Ксёнза, Ивана Лысенко, Марии Нелеп и многих других, чье творчество пришлось на тяжелые 1920‑е, голодные 1930‑е и военные 1940‑е
В название выставки ее устроители Лидия Лихач и Пётр Гончар цитируют высказывание Луи Арагона об Анри Матиссе: и он, и украинские «наивные» художники творили в безрадостные времена, став светилом, в тёмные периоды истории сохранившим свет для будущих поколений.
Интересно, что многие годы, когда наивная живопись уже вышла из обихода украинцев, ценность произведения в этом жанре могли различить разве что художники, цепкий взгляд которых мог усмотреть сокровище на барахолках или в старых сельских хатах. Так, например, Олегу Тистолу удалось сохранить работу Панаса Ярмоленко «Лебеди», а в коллекции Александра Ройтбурда появилась «Девочка с фруктами» Георгия Малявина.
Выставка организована максимально просто: живопись развешена на уровне человеческого глаза и сопровождается текстами упомянутых выше современных художников. Несмотря на то что практически все представленные здесь художники-примитивисты уже давно являются хрестоматийными классиками, каждый зритель откроет для себя много нового. Хотя бы потому что экспонируемые работы были собраны из многих музеев страны и в таком объеме и такой подборке еще не выставлялись.
Наивный художник всегда ближе наивному зрителю. Так же как первый, будучи самоучкой в области искусства, второй является интуитом с позиции его потребления. Соприкосновение этих двух наивов, когда зритель «как может» понимает то, что писалось, «как моглось» — всегда очень искренний опыт. Искренность — это первое, что привлекает в работах художников выставки «Сохраненное солнце». Вот, к примеру, Яков Ющенко, который начал писать после того, как прошел Вторую мировую. Для его полотен характерна гиперболизация: преувеличенные пропорции детей, слишком интенсивная колористика, обилие игрушек. На одной из работ автора, на которой изображен маленький мальчик, даже написано обращение к Богу: «Пошли ему судьбу лучше моей».
Здесь, кстати, возникают параллели с Майданом, где главной характеристикой коллективного народного творчества была такая же простота и искренность. А в условиях происходящей нынче войны тем более зрителю станет понятным посыл художника, пережившего лишения и мечтающего о лучшей судьбе для следующих поколений.
Кроме того, само появление этого проекта именно сейчас, когда украинцы с невиданным ранее интересом обратились к собственной истории, очень уместно. Поколение независимой Украины в ходе своего взросления пришло к вопросу о собственной идентичности, и здесь простому современному зрителю становится особенно любопытно, что формировало быт и культурное пространство украинского человека в те времена, когда он назывался человеком советским.
Выставка «Сохраненное солнце», можно заявить ответственно, будет интересна любому зрителю. Как искушенному, который в наивных работах увидит истоки кубизма, супрематизма и других ведущих живописных направлений ХХ века, так и случайному зрителю, оживляя его воспоминания об украинском селе этими картинкам «из детства».
«Сохраненное солнце. Украинский наив XX в. Мастера»
Киев, Национальный заповедник «София Киевская», галерея «Хлебня»До 31 октября