В преддверии юбилея легендарного издательского дома Assouline одна из его основательниц Мартин Ассулин делится своими мыслями о дизайнере Аззедине Алайе, будущем печатных книг и идеальных подарках
— Что двадцать лет назад побудило вас с мужем основать издательский дом?
— Все началось с идеи создать издательство, которое могло бы печатать «другие» книги. Меня прельстила затея создать небольшой бизнес и иметь возможность работать дома, чтобы больше времени уделять своему сыну Александру, которому тогда был год. Но мой муж Проспер — увлеченный предприниматель и прирожденный креативный директор, и темпы развития нашего бизнеса превзошли все мои ожидания. В общем, вскоре я стала себе напоминать штурмана в гоночном автомобиле, на таких скоростях все происходило. Честно, я никогда не думала, что однажды мы достигнем таких выдающихся результатов.
— Как вы с мужем разделили сферы влияния?
— Я больше сосредоточена на редакторской составляющей, а Проспер занимается развитием. Он — «глаза» компании. Мы дополняем друг друга, но самое главное, у нас одни ценности, вкусы и мечты. Единственное существенное отличие между нами — это ритм жизни. Проспер живет в бешеном темпе, а я ненавижу находиться под давлением.
— Какой черты характера вам не хватает?
— О, я мечтаю, чтобы у меня было чувство юмора, как у Проспера.
— Ваши магазины — настоящие модные бутики и не очень похожи на традиционные книжные лавки.
— Assouline — это люксовый бренд. Поэтому когда вы заходите к нам в магазин, то стиль бутика и уровень сервиса в нем ничем не отличается от других заведений, торгующих роскошью. Это своего рода выставка лучших книг, модных ароматов, правильной подборки музыки и небанальных подарков. Ключевые слова для Assouline — красота и удовольствие (Этой осенью в Лондоне открывается первый флагманский бутик Maison Assouline, где будут представлены предметы интерьера и декора, кожаные книги для сумок, свечи для дома с ароматами бумаги, кожи и дерева, букинистические издания, блокноты и аксессуары для письма, а так же бар и сервис по персонализации книг. — Capital Time ).
— Ваше издательство ассоциируется с модой. Вы специально выбрали модную индустрию в качестве основной темы?
— Проспер и я всегда были увлечены модой, поэтому нам было легко создавать fashion-книги. Мы были знакомы со многими фотографами, иллюстраторами и дизайнерами, и мечтали создать новую нишу книг о моде. Так появилась серия о легендарных домах: Chanel, Dior, Alaia и Vionnet. Вскоре после выхода этих книг Сьюзи Менкес в Herald Tribune назвала их «библиями моды».
— Вы всегда называете Аззедина Алайю одним из немногих настоящих модельеров современности. Кто еще в вашем топ-листе?
— Честно говоря, больше никого. Хотя мне нравятся некоторые коллекции других дизайнеров — Миуччи Прада, Карла Лагерфельда или Рафа Симонса. Также есть очень интересные и талантливые молодые дизайнеры, чьи вещи можно «откопать» на сайте Net-a-Porter. Но Алайя — король.
— Без какой вещи вы сегодня не представляете себе свой гардероб?
— Без моего черного кожаного пальто Azzedine Alaia, который дизайнер создал для меня еще пятнадцать лет назад. Поверьте, оно до сих выглядит роскошно. Это моя вторая кожа.
«Хорошие книги — это эмоции и интеллект, наследие и инновации. Мне кажется, многие ищут в книгах именно это»
— На что вы любите тратить деньги?
— Я не шопоголик, но мне нравится покупать очки и туфли.
— Вы как‑то подметили, что фотографы сегодня выполняют ту же функцию, что художники вчера. Кто из них вам особенно симпатичен?
— Дэвид Сейднер — удивительный fashion-фотограф, который относился к моде как к искусству. Но также мне нравятся работы Ричарда Аведона, Ирвинга Пенна и Уильяма Кляйна. С художниками сложнее, я не могу выбрать лучшего среди моих любимых. Может быть, это Энгр, Мане, Гойя, Сурбаран… Не знаю.
— А какую книгу издательства Assouline вы бы порекомендовали в качестве подарка для модников?
— Советую обратить внимание на серию The Impossible Collection of Fashion, которую мы сделали вместе с Валери Стил, куратором музея при Институте моды и технологий в Нью-Йорке. Она позволяет понять, как развивается мода.
— Какая книга за всю историю издательства стала самой популярной?
— Трехтомник, посвященный истории Chanel.
— Как вы думаете, почему люди коллекционируют книги?
— Хорошие книги — это эмоции и интеллект, наследие и инновации. Мне кажется, многие ищут в книгах именно это. А кто‑то относится к книгам как к декору и мало обращает внимание на их содержание.
— Сейчас люди все больше покупают электронные книги, новые модели ридеров появляются чуть ли не каждый месяц. Как ,по вашему, это изменит мир печатных книг в будущем?
— Я, как и большинство людей, тоже не могу уже жить без своего iPhone и iPad. Но я верю, что хорошие бумажные книги будут существовать всегда. Возможно, даже станут еще более популярными в нашем уж слишком виртуализированном мире. Не забывайте, что с появлением самолетов поезда не исчезли.