Полтавчанин Олег Мороз — о боевых гирях времен Киевской Руси, 117‑килограммовой гире богатыря Ивана Шемякина и китайской гире в виде утюга
Свою первую гирю я купил в восьмом классе после неудачно сыгранного футбольного матча. В селе, где я родился, мы играли улица на улицу, и однажды меня из команды «попросили». Обидевшись, я решил стать сильнее всех: построил возле дома турник и купил 16‑килограммовую гирю. За ней вместе с братом пришлось съездить на поезде в Винницу. В городе в каждом спортивном магазине они были представлены в трех вариантах — пудовые (16 кг), полуторапудовые (24 кг) и двухпудовые (32 кг). И мы таки с братом стали сильнее всех ребят в селе — могли подтянуться 25 раз.
В армии я переключился на тяжелую атлетику. Тогда штанга считалась престижнее гири. Как и в гиревом спорте, в тяжелой атлетике я стал кандидатом в мастера спорта, но больших успехов не достиг. К гирям вернулся, когда мне было уже за 30, и именно в этом нашел свое призвание: подготовил 41 мастера спорта, четырех заслуженных мастеров спорта, чемпионов Украины и мира.
Первый экспонат в коллекции появился у меня в 2000 году — пудовую гирю 1831 года выпуска мне подарил один из воспитанников. Тогда мне и пришло в голову начать собирать гири.
Поначалу я искал их в пунктах приема металлолома. Оказалось, опоздал — лучшие экземпляры разобрали еще в 1990‑х. Раз в году что‑то ценное попадалось, но не чаще. Чуть большим успехом увенчались поиски на центральном харьковском рынке — в разное время я купил там пять гирь. Сегодня новые экспонаты чаще всего приобретаю на интернет-аукционах. Цены на гири очень разные — от 400 до 80 000 грн. Чем старее и уникальнее — тем, естественно, дороже. Самые старые в моей коллекции — кистени, то есть боевые гири IX‑X веков: одна с наполнителем из обожженной глины, другая костяная с металлическим стержнем. Воины Киевской Руси прикрепляли их к цепи или ремню на деревянной рукояти. Весили такие гири 80‑120 г. Использовали их в том числе и с пращой, запуская в противника.
Самые старые крупные гири в моей коллекции — от пуда и тяжелее — отлиты во времена Ивана Грозного. Они имеют форму пирамиды и восьмигранника. Отливали их из чугуна. Особенно много их выпускали при Петре I — видимо, это было связано с ростом торговли. У меня есть гири, клейменые практические всеми российскими царями — Николаем I, Николаем II, Александром I, Александром II. Нет только гирь Александра III — на аукционах они продаются по 8 000 грн, хотя в России их можно приобрести значительно дешевле.
Самый важный российский царь с точки зрения коллекционера гирь — Павел I. В 1797 он издал указ, согласно которому гири должны быть только овальной формы: такие, дескать, наименее подвержены стиранию. С тех пор гири в Российской империи выглядели одинаково — за основу взяли ядра для пушек. В моей коллекции они, кстати, тоже есть — с поля Полтавской битвы 1709 года и со штурма крепости Измаил 1790 года.
Так как в других странах подобных указов не издавали, можно встретить гири самых необычных форм: квадратные, конусообразные, плоские, приплюснутые. У меня, например, есть китайская гиря в форме утюга. Разнообразны и материалы, из которых их производили, — железо, свинец, медь, золото, серебро и даже стекло и фарфор. Все они использовались как мера веса, хотя как спортивный снаряд гири стали применять тоже довольно давно — с XVII века. Особой популярностью они пользовались у циркачей. Президент Федерации гиревого спорта Украины Юрий Щербина подарил мне 50‑килограммовую гирю, принадлежавшую немецкому цирку, стационарно работавшему до революции в Киеве. Всего в Украине три таких экземпляра — их нашли во время строительства одной столичной высотки.
Еще одна гиря в моей коллекции, принадлежавшая циркачу, — двухпудовый восьмигранный экземпляр сына известного полтавского художника Григория Мясоедова — Ивана. Как и отец, он также имел незаурядный талант живописца, но вместе с тем еще и занимался тяжелой атлетикой, выступая в цирках Италии. Его гирю нашли на дворе их бывшей усадьбы. Этим снарядом Иван разминался, когда приезжал в Полтаву на побывку. Ни один из итальянских силачей не мог сравниться с ним силой. Соперничать с Иваном мог только другой русский тяжелоатлет, тоже Иван по фамилии Шемякин. После Первой мировой войны этот многократный чемпион мира по борьбе тоже жил в Полтаве. От него в моей коллекции крупнейший экспонат — 117‑килограммовая гиря. После Шемякина поднять над собой ее смог только один человек — современный украинский силач Дмитрий Халаджи. В 2008 году я возил ее в Комсомольское (Донецкая обл.), откуда Дмитрий родом. На День металлурга он при полном стадионе зрителей одной рукой поднял гирю над головой четыре раза. Кстати, привезти ее было задачей непростой — пришлось нанимать грузчиков и грузовую машину.
Сложность транспортировки — одна из причин, по которой я не очень хочу вывозить коллекцию из Полтавы. В другом городе я выставлял все свои экспонаты только один раз — в 2012 году на Международном фестивале кузнечного мастерства в Донецке. Тогда моя коллекция насчитывала 130 гирь. Там представители Книги рекордов Украины выдали мне сертификат, подтвердивший, что это собрание гирь — самое большое в Украине. Тогдашний мэр Донецка Александр Лукьянченко предлагал не увозить коллекцию из города и сделать экспозицию в музее истории, но я отказался.
В Полтаве мои гири долгое время хранились в спортивном зале Полтавской государственной аграрной академии, где я тренирую тяжелоатлетов. А в прошлом году в вузе решили открыть музей спорта — теперь они там. Сейчас в моей коллекции более 200 гирь, 120 из них — крупные, пудовые или двухпудовые. Общий вес моего собрания — примерно 2200 кг. Бывший министр спорта Украины Равиль Сафиуллин, открывавший наш музей, предлагал придать коллекции международный статус и возить ее по миру, но я отказался. Моя мечта — объединить свою коллекцию с собранием других украинских коллекционеров гирь — братьев Пронтенко из Житомира, когда чемпионат мира по гиревому спорту будет проходить в Украине. Всего в нашей стране примерно шесть-семь коллекционеров гирь. Со всеми я знаком и часто обмениваюсь экспонатами. Вот недавно из Каменца-Подольского мне прислали гирю работы местных кузнецов. Она не чугунная, а металлическая: ударишь по ней — звенит, как колокол.
Современных гирь украинского производства практически нет, хотя чисто технически изготовить их элементарно на любом машиностроительном заводе. Во всем мире наибольшим спросом пользуются китайские гири, хотя американцы сейчас тоже начали их активно выпускать. Все они стандартного дизайна, хотя есть страны, в которых к изготовлению подходят творчески. Одна из моих любимых гирь — австралийская. Внутри она пустотелая — ее можно открыть специальным ключом и засыпать нужное количество металла. Так что она может весить как 24, так и 32 килограмма. При этом у нее медная ручка. Эту гирю подарил мне секретарь международного Союза гиревого спорта, житель Австралии украинец Василий Гнитько.
Прелесть гиревого спорта в том, что серьезные результаты можно показывать и в 40, и в 50 лет. Известный украинский тяжелоатлет Федор Фуглев — чемпион мира и Европы — в свои 52 года даже не задумывается о завершении карьеры. Гиревой спорт — нетравматичен и позитивно влияет на весь организм, так что заниматься им могут как мужчины, так и женщины. Две моих дочери — тому пример. Старшая — чемпионка и рекордсменка Украины. Младшая объединяет занятия гирями с работой в областной филармонии. Она — солист-скрипач в камерном оркестре.
Гиревой спорт сейчас активно развивается во всем мире. На последнем чемпионате Европы по гиревому спорту в Санкт-Петербурге участвовали спортсмены 32 стран. И не за горами время, когда гиревой спорт войдет в программу Олимпийских игр. Не зря еще в 1980 году мишку — талисмана московской Олимпиады — изображали с гирей в лапе.