Подзаголовком к названию перформанса «роздІловІ» значится ряд из шести городов: Харьков, Донецк, Минск, Вена, Киев, Одесса. На первый взгляд — обычный гастрольный маршрут. Но почему тогда начинают с конца, Киева и Одессы? На самом же деле все эти достаточно удаленные друг от друга населенные пункты олицетворяют люди, создавшие «роздІловІ». Харьков — это Сергей Жадан, тут все понятно. Донецк — Влад Креймер, звуковик со стажем, автор психоделического электронного проекта That Black, большинство своих причудливых инструментов собравший собственными руками. Минск — аккордеонист Алексей Ворсоба, написавший параллельный звуковой ряд ко многим текстам Сергея Жадана. Вена — исполнительница contemporary dance Андреа Хандлер, она же — Она (с большой буквы). Киев — автор идеи и режиссер Ольга Михайлюк. Одесса — создатель видеоряда Николай Карабинович. Киевская и одесская премьеры состоятся при поддержке Фундации Дарии Жолдак, Австрийского культурного форума и Украинского литературного центра.
На этом, надо сказать, все понятное и логичное в перформансе заканчивается. Потому что сложно объяснить, почему «роздІловІ» появились почти через два года после «Нових розділових» — «материнского» проекта, в декабре 2012 года показанного в Ивано-Франковске и Киеве (из нынешней команды там были Жадан, Михайлюк и Ворсоба), — а не наоборот. Собственно, именно его — о любви и нежности, — подкрепленного поэзией из новой книги Жадана «Месопотамия», агентство «АртПоле» решило воскресить на буквально и эмоционально выжженной территории. 2 мая этого года в полуразрушенной усадьбе Казимира Мсциховского (бывшие женская колония и наркологический центр в селе Селезневка Луганской области) был показан «том первый», он же — мужской. 8 мая — «том второй», женский и танцевальный. Во время харьковского эксперимента, состоявшегося 11 октября, действие не стали разводить по разным дням, но поэтические тексты «женской» части перевели в режим видео.
В общем, все это знать вовсе необязательно, так как Сергей Жадан сам по себе — человек-театр и человек-оркестр, и слушать его можно в любом месте и любом количестве. В последнее время он совершенно бескорыстно проводит для «дорогих братьев и сестер из Донбасса» (типичное обращение к соотечественникам на официальной страничке поэта в Facebook) литературные вечера в Северодонецке, Славянске и Краматорске. У вполне коммерческого проекта «роздІловІ» подобный посыл: защита самой тонкой из материй — нежности. Не только целым словом или мелодией, но и отдельными буквами, звуками и движениями.
Участники спектакля в форме своеобразной переписки признаются, что после нескольких лет проб и проверок на прочность их общее «эпистолярное» произведение стало более лаконичным и выверенным, обрело некую математическую точность. Они даже подсчитали, что слово «любовь» упоминается в нем 15 раз, «нежность» и «ничего» — 9 раз, «война» — всего лишь дважды.
Одесса, Дворец моряков
21 ноября, 19:30
Киев, Fedoriv Hub
22 ноября, 21:00
Также на ближайшей неделе
«Детализация»
Харьков, Театр на Жуках
23 ноября, 17:00
Пьеса «Детализация», анатомирующая жизнь современной Украины, была завершена Дмитрием Терновым в 2012 году. У 2013‑м текст был признан лучшим на восточноевропейском конкурсе «Говорить про границы. Жизнь в эпоху перемен». Премьеру немецкоязычной версии сыграли в Карлсруэ прошлым летом. Теперь очередь за Харьковом, где для начала проведут сценические чтения.
«Портрет планеты»
Киевский академический театр «Колесо»
28‑28 ноября, 19:00
Премьеру «Портрета планеты» болгарского режиссера Димо Димова по пьесе швейцарца Фридриха Дюрренматта сыграли в 2004 году. Теперь же — восстановили практически без изменений. Те же актерский состав (замена лишь одна — Вадим Лялько в роли Каина), камуфляжные костюмы и обыгрывание библейских мотивов.
«Король стрелков, или Муза в офсайде»
Львов, Национальный академический украинский драматический театр им. Марии Заньковецкой
23 ноября, 18:00
Более полувека тому назад забавная комедия положений Ивана Керницкого имела в Галичине бешеную популярность. Ее герои — успешный львовский футболист и бедный поэт, пытающийся издать первый свой сборник стихов и для этого вынужденный побывать в шкуре спортсмена. Уже тогда во Львове знали, что футбол — это дело будущего.