Без отрыва от гастрольных показов «Щелкунчика» по всей Украине театр «Киев Модерн-Балет» под занавес 2014 года представит на родной сцене Муниципальной оперы премьеру одноактного спектакля «Долгий рождественский обед».
Удивительно, но факт: американский драматург и троекратный пулитцеровский лауреат Торнтон Уайлдер, о существовании которого киевляне в последние годы едва ли вспоминали, вдруг стал необычайно популярен. При всем различии полноформатного текста пьесы «Наш городок» (премьеру в постановке Дмитрия Богомазова на днях сыграли в Киевском театре юного зрителя на Липках) и очень необычного по форме одноактного «Долгого рождественского обеда» есть в них нечто общее. А именно — любовное прописывание «жизни как она есть», очарование ежедневными бытовыми ритуалами, заполняющими наши дни от рождения и до смерти.
Сам факт обращения к подобной драматургии можно расценить как реакцию на выплеснувшуюся из берегов действительность, психотерапевтическую попытку слегка «осадить» общественный пыл. Ведь ни в первой, ни во второй пьесе, по сути, нет героев в нынешнем понимании. Здесь никто не воюет друг с другом и тем более не побеждает, не строит соседу козни и не пытается обхитрить время. Вместо этого поселяются в новые дома, ухаживают за лошадьми, готовят обеды, обсуждают рождественскую индейку, пьют пиво, влюбляются, рожают детей и умирают. И, надо сказать, даже не подозревают, что где‑то бывает иначе. Именно тут стоит сделать важную ремарку: если Дмитрий Богомазов, пусть и с оговорками, принимает такое положение вещей, то у бунтующей натуры Раду Поклитару обывательская рутина вызывает нешуточное внутреннее сопротивление.
«Долгий рождественский обед» часто называют предтечей американского «антитеатра», которому наверняка будет комфортно идти под руку с «антибалетным» «Киев Модерн-Балетом». Синопсис диалогов семейства Байярд за девяносто лет, возвращение за один и тот же стол спустя десятилетия и вечные вариации на одну и ту же тему артисты Поклитару вряд ли изобразят как семейную идиллию. Скорее — как заколдованный круг, в который не по доброй воле оказались вовлечены некой злой центростремительной силой Люсия с Родериком, матушка Байярд, кузен Брэндон, Чарльз, Женевьева, Леонора, Эменгарда, Сэм и появляющиеся на свет в самом финале Родерик с Люсией (не иначе как реинкарнация предков).
О бесполезности суеты и быстротечности жизни будут танцевать под музыку «Времен года» Антонио Вивальди. Сценография (художником-постановщиком спектакля выступит Андрей Злобин) предполагает большой стол и две символических двери: одна — для рождающихся, вторая — для умирающих. Художником по костюмам, как и в случае с прошлой премьерой театра «Женщины в ре миноре», стал Дмитрий Курята. А вот что действительно неожиданно для «Киев Модерн-Балета» — это использование видеопроекций (режиссер видео Мария Пустовалова). Правда, премьерные показы будут идти в паре с постановкой «Квартет-а-тет» — работой, где помимо собственно хореографии и музыкальной партитуры для ансамбля четырех виолончелей (композитор Ад Маас) определяющее значение имеет «театр теней». Визуальное родство постановок, надо надеяться, впишет «Долгий рождественский обед» в длинный список репертуарных хитов театра.
Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества
29 декабря — 19:00, 30 декабря — 15:00, 19:00