Ежегодный декабрьский фестиваль классической гитарной музыки «Киев» в компактном формате показывает всю историю гитарной музыки Европы.
Именитые гитаристы — люди сговорчивые: отчего бы не съездить на три дня в Киев, не сыграть по рециталу в зале на 585 мест, не провести по трехчасовому мастер-классу, не выступить с оркестром в заключительном концерте, представив свои любимые притом великолепные произведения. Испанский гитарист Франсиско Берньер был гостем гитарного «Киева» позапрошлой зимой. Его итальянский коллега Джованни Пудду посещает Украину впервые — как гость концертного цикла Suono Italiano, в рамках которого выступать на сцене столичной филармонии в этом сезоне приглашены солисты всех музыкальных специальностей и небольшие ансамбли из Италии.
Берньер вежлив с музыкой, каждая нота идеально чиста, как бывает чиста речь эталонного носителя языка. Первая строка в биографии Берньера на его персональном сайте сообщает о лауреатстве на престижном Международном конкурсе гитаристов Michele Pittaluga в итальянской Александрии. Затем читаем о блестящем образовании (Севилья, Париж, Кельн, Монреаль и снова Париж), о победах на других важных конкурсах в Европе, о приглашении Гитарного общества США выступить с Симфоническим оркестром Беркли (2002), об учительстве в Высшей консерватории в Севилье и о безумном графике концертов и записей.
Пуддо не так знаменит, но в числе своих учителей его называют с десяток молодых лауреатов-гитаристов из Италии, Германии, Америки. Сейчас он выступает поровну с гитарной музыкой барокко и с более привычной классикой, порой выполняя еще и функции дирижера.
Программа фестиваля в хорошем смысле традиционна и включает музыку трех последних столетий вплоть до самой современной. На фестивальных концертах прозвучат и Бах, и его современник и соотечественник Сильвиус Леопольд Вайс, писавшие, строго говоря, для лютни — гитара тогда была скромнее, но выиграла конкуренцию с лютней через полвека, когда сформировалось то испанское шестиструнное достояние, которое сейчас называют классической гитарой. Надо сказать, Бах на гитаре звучит настолько же естественно, насколько интересно.
Из композиторов классической поры нас познакомят с автором необыкновенно лиричных опусов австрийцем Йоханом Каспаром Мертцем, итальянцем Мауро Джулиани, который писал как для себя, а был в первую очередь сенсационным исполнителем-гитаристом, и с испанцем Фердинандо Сором. Композиторы Испании — особая статья: они писали в расчете на инструмент и виртуозных исполнителей, и в то же время инструмент совершенствовался ради этих сочинений. Помимо Сора, Альбениса и Франсиско Тарреги, напрямую связанных с музыкой фламенко, услышим композиторов, работавших уже в ХХ веке.
В финальный день фестиваля состоится небольшая ретроспектива Хоакина Родриго — Берньер сыграет его концерт для гитары с оркестром Aranjuez, Пудду — свою визитную карточку под названием «Fantasía para un gentilhombre» («Фантазия для джентльмена с гитарой и оркестром»), сочинение яркое и остроумное. А концерт для четырех гитар с оркестром Родриго исполнит квартет гитаристов «Киев» под руководством Владимира Шаруева. Аккомпанирует симфонический оркестр филармонии, дирижер — Игорь Палкин. Другого современного испанского мэтра, Антона Гарсиа Абриля, Берньер играет, кажется, во всех 35 странах, где ему приходится выступать. Не сговариваясь, оба киевских гостя включили в свои рециталы сочинения парагвайского композитора Анхеля Барриоса. Помимо этого, Пудду сыграет Бриттена.
Принимающей стороне тоже есть что показать. Инициатор и непременный участник фестиваля Андрей Остапенко на этот раз исполнит «Испанский» концерт для гитары с оркестром авторства Николая Стецюна, который сейчас осуществляет художественное руководство Харьковской филармонией. Кроме того, в субботу и воскресенье в Малом зале пройдут дневные (начало в 16:00) концерты-презентации сильных украинских классов гитары: соответственно Киевского института музыки им. Глиэра и Днепропетровской консерватории им. Глинки.
Киев, Национальная филармония Украины
12‑14 декабря, 19:00