На их визитках указаны высокие должности, в багажниках их автомобилей форма и кроссовки, в груди — пламенные моторы, которые позволяют без остановок пробежать полсотни километров. Имидж Человека Успешного изменился до неузнаваемости: все больше топ-менеджеров проводят свободное время на беговой дорожке, а отпуск — на спортивных мероприятиях.
Пора бежать
На интервью директор Newsfront PR Agency Владимир Дегтярев приезжает на велосипеде. Это нормальная европейская традиция: мэр Лондона тоже ездит на работу на двухколесном транспорте. Только в отличие от Бориса Джонсона Владимир одет совершенно не по‑деловому: майка, велошорты, кроссовки.
Традиция первых отечественных бизнесменов одеваться в спортивные костюмы вернулась, но в совершенно новом качестве. Теперь финансовая состоятельность дает возможность тратить деньги на занятия спортом, спорт помогает налаживать связи и решать вопросы. Если недавно бизнес-элита предпочитала теннис, яхтенный и конный спорт, то теперь к этому списку добавился бег.
По наблюдениям Владимира, в легкоатлетических сообществах столицы становится все больше банкиров, топ-менеджеров и высокопоставленных чиновников:
«Бывает, мои клиенты, наблюдая за тем, как я бегаю, просят познакомить с хорошим тренером, выбрать форму. Так на почве бега образуются связи, которые перерастают в совместные проекты».
Стереотипы, связанные с образом успешного человека, рушатся на глазах: теперь все чаще после успешных переговоров бизнесмены идут не в ресторан, а на беговую дорожку. Владимир рассказывает, что недавно его агентство выступало PR-партнером киевского триатлона. После конференции к нему подошел один из организаторов мероприятия и предложил пробежаться. Владимир с сожалением отказался — в тот день по расписанию у него было плавание: с собой оказались только плавки и шапочка.
Предложение побегать после работы исходило от Андрея Онистрата, главы наблюдательного совета банка «Национальный кредит». Сразу после нашей встречи Андрей едет в магазин спортивной обуви — помогать Ивану Золочевскому, директору МТС Украина, выбирать кроссовки для бега. Они планируют тренироваться вместе — Андрей уже давно практикует забеги с клиентами своего банка:
«Однажды зимой у меня была встреча. Потенциальные клиенты рассказывали о новом бренде и выяснилось, что один из них тоже бегает. Он уверял, что пробегает 10 км за 40 минут, хотя не выглядел как легкоатлет. Я ему об этом сказал и даже готов был поспорить, что за 40 минут он это расстояние не пробежит. Закончили встречу, быстро съездили за формой и побежали. Сделали «десятку» за 44 минуты. И вот после этой пробежки у нас завязалось деловое общение. Теперь он марафонец и ярый пропагандист спорта. Или вот последний случай. Я приехал на встречу к харьковскому мэру Геннадию Кернесу обсудить возможность проведения в Харькове международного марафона. Сидели, говорили… Потом встретились через два часа и побежали».
Железный человек без Дауни-младшего
Владимир и Андрей сильно отличаются от людей, которые по утрам выходят на короткие пробежки: они принимают участие в марафонах, ультрамарафонах (забеги, длина которых превышает классические 42195 м) и турнирах Ironman — самых престижных соревнованиях по триатлону.
Идея пробежать марафон, предварительно утомив себя заплывом на четыре тысячи метров и 180‑километровой велопрогулкой, пришла Владимиру Дегтяреву после прочтения книги Джона Кэллоса «Железный человек должен быть в каждом».
Это история бизнесмена, который в 40 лет занялся триатлоном и прошел полную дистанцию Ironman. «До того, как заняться этим видом спорта, — рассказывает Владимир, — я пробежал два классических марафона и уже после первого ощутил на себе так называемый marathon blues. Это когда цель достигнута и непонятно, что делать дальше».
На помощь Владимиру пришел Михаил Иванов, директор московского издательства «Манн, Иванов и Фербер» и опытный марафонец в одном лице. Он рассказал, что решить мотивационные проблемы можно, поставив перед собой некую отдаленную цель, и тут же предложил через полгода пройти с ним половину дистанции турнира Ironman в Австрии. С тех пор марафонская тоска Владимира не гложет: в следующем году он собирается посетить Канаду, чтобы пройти полную дистанцию «Железного человека».
Предложенная Михаилом Ивановым стратегия — средство универсальное: похудеть, увеличить IQ, перестать бояться темноты — добиться можно всего. Эту же стратегию долгосрочного планирования в качестве мощного мотивационного инструмента использует Андрей Онистрат.
Он уверен: без постановки цели занятия бегом закончатся, как только человек приведет себя в форму.
«Ты похудеешь, изменится цвет лица, все будут говорить, как классно ты выглядишь и какой ты молодец, — предупреждает Андрей. — И все — заниматься больше незачем. Зачем тренироваться, если ты и так хорошо себя чувствуешь? Поэтому я против концепции «я бегаю для себя» и считаю участие в соревнованиях обязательным условием занятий спортом».
Марафон — это наркотик: 70 000 человек не могут ошибаться
Когда наблюдаешь за марафонцами по телевизору, ничего кроме жалости к ним не испытываешь. Но мало кто знает, что в среде легкоатлетов уже несколько десятилетий используется понятие «эйфория бегуна». В 1970‑х американские физиологи обозначили этим термином приподнятое радостное состояние, схожее с легким опьянением. Такое состояние можно вызвать приемом анальгетиков, холотропным дыханием и продолжительными анаэробными нагрузками. Например, бегом.
Синтезируемые организмом во время продолжительной нагрузки эндорфины превращают бегуна в сверхчеловека: благодаря этим соединениям атлет не чувствует ни боли, ни голода, ни усталости. Вот как описывает привязанность к длительным забегам Андрей Онистрат: «10 км ты бежишь нормально, тебя прет. Второй десяток прет еще сильнее. Ты думаешь: «Ну почему мне сказали бежать так медленно?»
На третьем десятке ты начинаешь работать, но что такое марафон, понимаешь только на четвертом, когда начинает болеть все: ноги, колени, спина. Все тело колет и спазмирует, но внутренний диалог не прекращается: «Тебя ждут на финише, ты не можешь облажаться». После финиша ты долго приходишь в себя и понимаешь, что следующий раз хочешь бежать марафон еще быстрее».
Владимир выделяет несколько типов позитивных ощущений во время бега. Первый — радость от хорошо выполненной работы. Второй — удовольствие после соревнований с максимальными нагрузками. «Это когда ты терпишь и страдаешь большую часть времени на трассе, — объясняет Владимир. — Зато потом ты добегаешь, и вот он — выброс эндорфинов. Счастье». Но если бы это состояние было легко достижимо, производители алкоголя давно бы обанкротились: заработать «эйфорию бегуна» непросто. Каждый раз когда Владимир собирается на соревнования, он понимает, что ему придется терпеть.
«Терпеть» — это термин, который используют представитель любого циклического вида спорта: зачастую хороший результат зависит не от физических, а от психологических усилий. Об этом знает любой, кто хотя бы однажды пытался догнать сорвавшегося с поводка пса.
Если вы хотите пополнить копилку своих достижений участием в марафоне, послушайтесь совета Владимира Дегтярева:
«Когда бежишь марафон, рано или поздно наступает момент, когда организм пытается сказать, что пора заканчивать. Поэтому я придумал несколько трюков, позволяющих его обмануть. Если сил совсем не осталось, я говорю себе, что нужно добежать хотя бы до следующего столба. Или пробежать сто шагов. А сто шагов — это минута времени, а минута — это 200 с лишним метров, а четыре раза по сто — это уже километр». Без таких психологических игр с самим собой вам не обойтись. Кто‑то назовет это мазохизмом, но ежегодно в ультрамарафонских забегах принимает участие порядка 70 000 человек и число подсевших на «эйфорию бегуна» продолжает расти.
Впадаем в крайности
Хотите попасть в список победителей — приготовьтесь проводить полтора десятка тренировок в неделю! Перед серьезными соревнованиями меньше никак не получится. Вставать для реализации такого амбициозного плана, естественно, нужно рано даже по меркам просыпающихся с петухами сельских жителей.
Если у Владимира на утро запланирована длинная тренировка, за время которой он пробегает 30 км, то просыпается он не позже пяти: «Да, я перестал ходить на вечеринки, но разве это ограничение? Я ведь могу сказать, что это вы ограничиваете себя тем, что не бегаете каждый день по 10 км».
У Андрея график не менее плотный: «Когда я не сплю, я или тренируюсь, или работаю, или снова тренируюсь. Нет, я не сумасшедший. Я люблю хорошее вино и выпиваю в год примерно 50 бутылок. Правда, моя доза не превышает 350 граммов за ужином».В период перед соревнованиями марафонцы не позволяют себе вообще никакого алкоголя. Даже с углеводами приходится на время расстаться.
Все, кто пытался сбросить вес и ограничивал себя в употреблении углеводов, знают, в какую муку превращается жизнь когда уровень сахара в крови существенно падает. А ведь в таком режиме нужно еще находить силы на тренировки. Готовясь к соревнованиям по триатлону, Андрей проводит в неделю четыре тренировки по плаванию, четыре по бегу и пять велосипедных. Попробуйте выдержать в таком ритме хотя бы семь дней и вы поймете, что без изменения привычного образа жизни стать героем материала о бизнесменах-марафонцах не получится.
Заграница нам поможет
Хобби, которое приносит деньги — мечта миллиардов, которая в большинстве случаев так и остается мечтой. Возможно, вы сможете получить дивиденды, однажды продав свою коллекцию драгоценных камней, но в случае с марафоном и триатлоном потраченные деньги не подразумевают возврата. И это несмотря на то, что многие легкоатлетические турниры предполагают серьезное денежное вознаграждение.
Например, победитель проводимого в Южной Африке турнира The Comrades получает $ 100 000 и слиток золота в придачу. Правда, для этого нужно пробежать почти 100 км. И выиграть.
Свои шансы заработать на участии в легкоатлетических турнирах Владимир Дегтярев оценивает скептически: «Деньги мотивируют профессиональных спортсменов. Любители, как я, не ставят таких целей». Для него высокий результат — это попасть в 10 % финалистов-любителей его возрастной группы, или пробежать быстрее чем в прошлом году.Итак, сколько тратят на свое увлечение спортсмены-любители?
Начинайте загибать пальцы. Участие во всех престижных соревнованиях платное. Регистрация на Бостонский марафон, к примеру, стоит 200 долларов, а стартовый взнос для участия в турнире Ironman — 900. Добавьте к этому стоимость перелета, проживания, и подготовки (без персонального тренера к таким стартам не готовится ни Владимир Дегтярев, ни Андрей Онистрат), и у вас появится еще одна отговорка для того, чтобы мысль об участии в марафоне или триатлоне исчезла навсегда. Эти инвестиции возвращаются в виде удовольствия от участия в соревнованиях и хорошего самочувствия, но никогда в виде денег.
Прекрасное далеко
Андрей Онистрат уже несколько раз участвовал в Бостонском марафоне, самом старом марафоне новейшей истории. Апрельские трагические события сделали это спортивное мероприятие еще более знаменитым, так что, считает Андрей, в следующем году участников прибавится. Недавно ему пришлось отказаться от участия в соревнованиях по триатлону в Пуэрто-Рико и Висбадене.
Это значит, что соревнования для него автоматически переносятся на следующий год. Кроме этого Андрей хочет поучаствовать в харьковском марафоне, чемпионате по триатлону и пройти отборочные соревнования для участия в чемпионате мира.
Список Владимира не менее внушителен. В этом году он уже пробежал 50‑километровый ультрамарафон в Венгрии, и 80‑километровый под Житомиром. В ближайшем будущем он планирует еще раз переплыть Босфор, пробежать марафон быстрее трех часов (пока его рекорд 3 ч 15 мин), посостязаться в The Comrades, пройти полную дистанцию турнира Ironman и поучаствовать в велосоревнованиях вроде Tour-Transalp — командной шестидневной гонке, проводимой в Альпах. Возможность потратить деньги и энергию найдется всегда: в течение следующих 10‑15 лет Владимир планирует пробовать свои силы в комбинированных соревнованиях.
Например, в стартах, совмещающих бег и плавание, мультигонках, совмещающих бег, велогонки, сплавы на байдарках и альпинизм. Если не представлять, через что приходится пройти от старта до финиша, участие во всех этих соревнованиях становится похожим на затянувшееся путешествие. Любое серьезное легкоатлетическое соревнование обставляется как праздник: всем добежавшим до финиша лондонского, парижского, бостонского, нью-йоркского и берлинского марафонов надевают медаль, звучит музыка, шумят болельщики, всюду присутствует атмосфера карнавала.
И если вы хотите праздника, начинайте к нему готовиться. Для начала попробуйте свои силы в городском марафоне. Не думайте о результате, просто надевайте кроссовки и бегите. И даже если вы не доберетесь с первого раза до финиша, вы с большой долей вероятности познакомитесь с интересными людьми, которые в будущем могут стать вашими деловыми партнерами.