Хобби

коллекции

Открой, понюхай, спрячь

Открой, понюхай, спрячь
Я прошла все этапы формирования парфюмиста: от интереса до маниакальной увлеченности, когда родственники начинают опасаться за психику
Фото: Константин Мельницкий

Парфюмиста Юлия Стриковская — о том, почему «воспоминательная» 
и развлекательная стоимость ароматов значительно выше, 
чем стоимость их как объекта.

Лет десять назад я узнала, что духи могут пахнуть бумагой, раскаленной лампочкой, ксероксом, битумом. Могут передать тонкие состояния, рассказать мне, кто я. С тех пор я изучаю и коллекционирую редкую парфюмерию.

Олфакторные ощущения — одни из самых древних у человека: некогда от них зависело выживание рода. Когда зрение и слух развились сильнее, чем обоняние, и фактически заместили его, обоняние стало якорем, связывающим нас с инстинктами. Вот почему оно вызывает фантазии, воспоминания, даже те, которые мы в этой жизни фактически не переживали.

Я прошла все этапы формирования парфюмиста: от интереса до маниакальной увлеченности, когда родственники начинают опасаться за психику и состояние банковского счета, до принятия и понимания аромата. Ведь ты только и делаешь, что покупаешь полные флаконы и деканты.

Лишь со временем осознаешь, какая часть коллекции тебе важна, а что можно подарить и передать другим ценителям. Благо они есть рядом.

Сейчас в моей небольшой, но прочувствованной коллекции две категории ароматов: те, что обращены ко мне и имеют для меня смысл, и те, которые важны с образовательной точки зрения, или знаковы в истории парфюмерного искусства. Есть в коллекции и ароматы, которые уже не выпускают. Например, «Eau du Fier» Annick Goutal.

Аромат выпустили в 2000 году и сняли с производства из-за отсутствия понимания. В одном из бутиков Роттердама его продают из‑под полы, завернутым в целлофан, как цветы. Продадут не каждому: чтобы получить доступ к этому предмету, нужно быть корректно представленным в качестве любителя Annick Goutal старого разлива. Он пахнет чаем лапсанг сушонг, кирзовыми сапогами, горящими шинами.

Во Флоренции есть аптека Santa Maria Novella, основанная доминиканскими монахами в XIII в. С 1612 года они стали продавать широкой публике травяные настойки и снадобья. Ранние парфюмерные традиции уцелели: теперь нам доступны ароматы мимозы, розы, одуванчиков и других древнейших полезностей.

На этом фоне выделяется «Nostalgia» — запах, который переносит вас в салон ретроавтомобиля: вы представляете себе древесину, табак, винтажную кожу, бензол и покрышки. Этот необычный для парфюмерного дома аромат вполне современен.

Что такое современный аромат — обозначить трудно, ведь у духов особые отношения со временем. Современна ли, к примеру, «Mystra» — аромат, созданный брендом Aesop по древним византийским рецептам? Есть и чисто техническая сторона вопроса.

Как и вино, ароматы со временем окисляются. Шансов испортиться у аромата в спрее меньше, чем во флаконе с притертой пробочкой. Поэтому заявленный парфюмерами срок в три-четыре года — пессимистический прогноз, призванный повысить продажи. Мои образцы из 60‑х и 70‑х — «злые духи» Nuit du Noel от Caron, или винтажный Shalimar от Guerlain — прожили значительно дольше и отлично себя чувствуют.

Но все же с винтажными ароматами надо быть осторожными: даже если вы раздобудете, например, оригинальный Guerlain «Djedi» 1927 года, вам вряд ли удастся с удовольствием его понюхать. По строению тогдашние духи отличались от современных: нынче у людей иное видение ароматов.

Кроме того, некоторые ароматы физически стареют. Носить винтажи — вопрос уместности и вкуса. Следует быть деликатным, дополняя образ каплей винтажного аромата, быть в резонансе со своим состоянием, временем, местом, делом.

Впрочем, главная функция ароматов — вызывать эмоции, настроения, фантазии. Часто ароматы являются для меня самостоятельными арт-объектами, лишенными утилитарности. Иногда совсем не обязательно наносить аромат — достаточно лишь понюхать его, почувствовать и закрыть флакон.

Поэтому мне трудно называть их парфюмерией или парфюмами: говорю «ароматы». Вот «Dzing!» L’Artisan Parfumeur — запах цирка, лошадей на арене, сахарной ваты и воображаемого звука литавров. Всегда ли уместно наносить его на себя?

За смелость люблю и скандальный Etat Libre d’Orange. Возьмем их аромат «Encens et Bubblegum» (Жвачка в церкви). Прототипом, пожалуй, является образ Мадонны в песне Like a Prayer, где она старается вести себя подобно католичке, но больше походит на хулиганку со жвачкой во рту.

В этом аромате необычно представлен ладан. Один из, пожалуй, самых невеселых ароматов, который бывает светлым и тонким либо глубоким и темным. Но оказывается, он может быть и провокативным. Забавно, что, когда я спрашиваю людей о цвете воображаемой жвачки, все единодушно называют розовый. Я нахожу этот факт потрясающим! Всем видится розовая жвачка!

В состав аромата входят персики и малина — розовые фрукты, и вот как любопытно считывают эту информацию нейроны мозга. Этот аромат затрагивает очень важную научную концепцию. Когда мы говорим о чувствах, считается, что обоняние действует отдельно, слух, зрение, осязание, вкус — отдельно. Ученые объясняют, что мозг анализирует общий поток информации, поэтому на восприятие запаха накладывается цвет, либо же наоборот.

Дом Etat Libre d’Orange исповедует агрессивный маркетинг, зачастую с сексуальным подтекстом. «Nombril Immense» (Огромный пупок) с запахом пачулей повествует о богатстве земли-матери и радости существования. В «Vierges et Toreros» («Девственница и тореадор») мы слышим девственную туберозу и «животный» аромат. Через время на руке остается специфический запах выделанной бараньей шкуры.

А вот «Secretions Magnifiques» («Чарующие секреции») – аромат, сотканный из всех выделений человеческого тела, железный как кровь, соленый как пот, слюнно-молочный. На теле он развивается очень интересно, напоминая детство, когда тянуло лизнуть металлическую трубу и узнать, ее вкус. Это стройный, изысканный и остроумный аромат. Его нравится надевать под белую рубашку и обувь на босу ногу.

Приятно выражать свое состояние всеми доступными нам медиа — и ароматом, и костюмом. Нишевые ароматы привели меня к сотрудничеству с художниками, и я стала соавтором и куратором нескольких выставок. Еще я провожу парфюмерные встречи — мы дегустируем ароматы, разбираемся в их композиции, погружаемся в ассоциации и делимся ими.

Индивидуальные отношения человека и аромата интересны. Но в рамках социума эта тема еще увлекательнее. Например, я читаю массу блогов и форумов, но мое мнение резонирует не со всеми.

Мне, например, всегда импонирует то, что думает Кевин из блога Now Smell This. Любопытно, почему? Возможно, потому, что мы оба любим искусство? Единомышленники встречаются неожиданно, и это еще одна радость для парфюмиста. Сейчас я ищу их при помощи своего нового блога futureu.com.ua.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама