На несколько дней главный музей страны поменял свою вывеску, вернув старое название советских времен — Государственный музей украинского изобразительного искусства. Таким образом зрителю предложено ощутить себя человеком 1970‑х годов, времени очередей в магазины и музеи, дефицита информации и вещей, очарованности западной культурой, общественной апатии и индивидуального внутреннего неприятия фальши позднесоветской реальности.
20 сентября в Национальном художественном музее Украины откроется выставка «Тихий протест 1970‑х», на которой будет представлено около 80 произведений из музейной коллекции и частных собраний Киева.
Масштабная выставка, инициированная галеристом и куратором Евгением Березницким и реализованная в сотрудничестве с музеем, представит как хрестоматийные работы ведущих художников, так и малоизвестные широкому зрителю полотна.
1970‑е годы попали в фокус внимания организаторов выставки не случайно: время, которое помнят многие и по поводу которого существуют самые разные мнения, — это время «иной эпохи», другого государственного строя, ушедших ценностей и мироощущения. Это целый материк, лежащий, кажется, совсем рядом, близкий, знакомый и даже родной, но с каждым годом все более неуловимый и уходящий в прошлое, порождающий ностальгию, мифы и домыслы.
Сложность и неоднозначность 1970‑х наиболее полно способно раскрыть искусство той поры, отразившее как грандиозность строек позднего социализма (как тут не вспомнить легендарный БАМ), так и неослабевающий идеологический контроль во всех сферах советской жизни.
Государство уже не могло монополизировать расширяющуюся сферу культуры, поэтому художественная жизнь предзакатного советского десятилетия отличалась пестротой и неоднородностью. Здесь сосуществовали как пышные официальные экспозиции с портретами вождей и «знатных людей Страны Советов», так и однодневные выставки, куда пускали по членским билетам Союза художников, творчество мастеров андеграунда, лишенных публичности высказывания, и огромный массив «разрешенного» искусства, существовавшего как бы «на краю» все еще живого соцреализма.
Будучи «разрешенным», это фигуративное искусство, апеллирующее к широкому диапазону традиций, признающее как Рембрандта, так и Джорджо Моранди, было способно выразить все те чувства, тревоги и надежды, которыми жил мыслящий человек в Советском Союзе 1970‑х годов.
В самом названии выставки заложена суть художественного мироощущения 1970‑х — желание избегать прямого конфликта с властью, уйти в мир творчества, стремиться решать формальные задачи и углублять смысловую насыщенность независимо от темы или мотива.
Поэтому так близок оказался «суровый стиль», распространенный в Советском Союзе в 1960‑х, Владиславу Мамсикову и Юрию Зорко, которые в своих полотнах на рабочую тематику намеренно огрубляли образы, обобщали формы и избегали излишней детализации.
Другую, лирическую линию, разрабатывали Зоя Лерман и Галина Неледва. Хрупкость, незащищенность их образов отражала желание найти иную тональность реальности, далекую от грубой прозы жизни. Театрализация, интерес к давно ушедшему прошлому — его знакам, вещам или следам — характерна для роскошных натюрмортов Валентина Реунова и драматических киевских пейзажей Любови Раппопорт.
Кроме того, в 1970‑е наряду с молодыми продуктивно работали такие классики украинского искусства, как Татьяна Яблонская и Евгений Волобуев, работы которых в это время тоже приобретают некую медитативность, бессобытийность, сосредоточенность на простых, но богатых ассоциациями мотивах.
Искусство 1970‑х питалось идеей «традиции и новаторства», верой в возможность существования искусства в зазоре между старым и новым. Сегодня трудно представить, что большая часть культурного опыта ХХ и даже предшествующих веков была тогда неизвестной, а потому казалась чем‑то абсолютно новым, переоткрывалась заново.
Но, не будучи новаторским в сегодняшнем смысле этого слова, творчество лучших художников 1970‑х донесло до нас главное: неповторимую атмосферу художественных мастерских и творческих дач, неспешность дружеских посиделок, уют семейного круга, искреннюю интонацию радости от контакта с настоящими произведениями искусства, людьми и природой.
«Тихий протест 1970‑х»
Национальный художественный музей Украины
20 сентября — 20 октября