Генеральный директор компании Vipcar Геннадий Овчарук комментирует отечественный уровень продаж Bentley, Ferrari и Lamborghini и требует, чтобы люди научились различать понятия «ездить» и «выезжать».
— Геннадий Степанович, в каком…
— Журналистам обычно не подходят мои ответы. Когда они спрашивают о хозяевах наших автомобилей, я им рассказываю, насколько это успешные люди. А они просят фамилии, которые я, конечно, не назову.
— Это тяга к анонимности заставляет счастливых обладателей повально тонировать стекла в Bentley?
— Мы к этому отношения не имеем. У нас изначально стоит аккуратная ненавязчивая заводская тонировка. Но вопрос: «А могут они там затонировать?» — звучит регулярно. Украинский бюргер не любит «ехать, как в аквариуме» — его беспокоит, что все будут его рассматривать. И это логический парадокс. Ведь такие автомобили покупаются как раз для того, чтобы водителя в них рассматривали. Но владельцы этого и хотят, и боятся.
— Чего еще боятся?
— Сейчас вообще боятся покупать. Когда коллеги по рынку говорят, что их поставщик рассматривает украинский рынок как перспективный и развивающийся, я скептически улыбаюсь. Перспективы — это да. Но на какой период?Даже одесситы, которые по традиции приобретают красивые вещи активнее других, говорят, что сейчас для покупок не лучшее время. Вся страна ждет, и мы ждем. То есть, с одной стороны, легенды о том, что к купившему Bentley человеку обязательно приходят из компетентных органов, чтобы ободрать его, как липку, ничем не подкреплены.
С другой — в стране создана такая атмосфера, что приличный состоявшийся человек не может купить Bentley, так как это будто бы подразумевает его нечестность.На подъеме, с 2005 по 2008 год, люди активно приобретали новые автомобили. В 2008‑м мы зарегистрировали 71 проданную машину — это был объем, подобающий крупной стране. А вот в прошлом году мы продали 32 Bentley, что мизерно, как и общий объем рынка luxury-автомобилей, который, включая топовые модели Mercedes, составил всего 252 автомобиля. Поэтому меня забавляют рассказы об иностранцах, которые якобы приезжают в Украину и поражаются количеству роскошных автомобилей на наших дорогах.
— На деле их мало?
— Мизерно мало. Изобилие Bentley мерещится несведущим из‑за того, что в стране, где практически не существует среднего класса, между покупателями Lanos, Peugeot и Bentley зияет пустота. Это — наравне с тем, что и Bentley, и иностранные гости сконцентрированы в центре города — создает нелепую иллюзию. Если бы на Троещине, Оболони и Борщаговке было больше достопримечательностей, вероятно, такой высокой концентрации luxury-автомобилей в центре можно было бы избежать.
Надеюсь, мы интегрируемся в Европу, станем более развитыми и догоним хотя бы Польшу с Чехией. Посмотрите на Чехию. Она значительно меньше Украины, а за шесть месяцев этого года там продали 29 Ferrari, тогда как у нас — 14.
— То есть покупки автомобилей, не соответствующих образу жизни и доходам, проблемой не являются?
— Зашкаливающее тщеславие — характерная национальная особенность — действительно подталкивает к таким поступкам. Но это не о тех машинах, которые мы продаем. Многие люди вместо того, чтобы естественно и непринужденно купить Volkswagen Passat, предпочитают недоедать, но купить в кредит Touareg.
А наши машины стоимостью более € 200 тыс. не покупают в кредит, парочка исключительных случаев даже не стоит упоминания. Bentley, Ferrari и Lamborghini приобретают люди, давно закрывшие вопросы покупки домов для себя, квартир для дочерей и недвижимости за рубежом.Автомобили, которые мы продаем, служат средством для зарабатывания денег, четко демонстрируя амбиции, устремления и самооценку. Это машина не совсем для себя. Процентов на 30 она доставляет удовольствие лично водителю, а на 70 развлекает и провоцирует окружающих.
— А почему такая вопиющая разница в продажах Ferrari и Lamborghini — 14 против 2?
— Вторая марка специфична. Это спорт в еще более чистом виде. Здесь речь идет не о роскоши и тщеславии, как в случае с Bentley, а об эмоциях и опыте, о песнях мотора. То есть там мы развлекаем окружающих, а тут речь идет о собственном удовольствии. Рассказать человеку «на пальцах», какой это потрясающий автомобиль, невозможно, поэтому акцент нужно делать на опыте водителя.
Скоро привезем Aventador и будем демонстрировать, как положено.В нашей стране уже есть богатые люди, но нет традиций грамотного потребления предметов роскоши. Украинцы рассматривают спорткары как средство повышения имиджа, но при этом ждут от них практического использования.В этом смысле показателен коллекционный Spyker, который пока не нашел своего покупателя. Моделей Spyker C8 Laviolette выпущено всего 25 штук, и именно этот автомобиль показывают вместе с Шерон Стоун в фильме «Основной инстинкт 2».
Автомобиль ввозился в страну, когда пошлина составляла еще 25 %, и стоил по этой причине € 310 тыс. Теперь он существенно подешевел и стоит € 199 тыс. Но до сих пор нет людей, которые могли бы себе позволить купить машину для выездов, а не для езды. Истинных коллекционеров в европейском смысле в нашей стране пока нет.
Когда мы возим наши автомобили на мойку, расположенную через дорогу, на развороте через бульвар Леси Украинки, обычно приходится ждать по полчаса. Когда я еду на Audi, никто меня не пропускает. А если выехать на Spyker, все останавливаются и начинают его фотографировать. Это символично. Интерес к машине есть, но очень праздный. «Я не смогу на нем ездить», — говорят они.
С учетом того, что у таких людей в гаражах стоит по полдюжины «мерседесов», «кубиков» и внедорожников, это проблемой быть не должно: трудно предположить, что им не на чем ездить.Но у нас до сих пор немного по‑советски относятся к роскоши: некоторые люди считают, что все вокруг, включая роскошь, нужно использовать по прямому назначению, и если это автомобиль — что можно определить по таким первичным признакам, как руль и колеса, — значит, должна быть возможность ездить на нем в Луганск в командировку.Но это ведь такая машина, о которой бессмысленно спрашивать, сколько в ней лошадиных сил и какой у нее разгон до сотни.
Хотя эти показатели весьма впечатляющи, здесь речь все‑таки идет об эмоциональной покупке, когда человек с порога решает: «Эта машина должна стать моей».Есть масса автомобилей, отлично справляющихся с функцией перемещения из одного пункта в другой, и немало машин, подходящих для поездок в парламент и на охоту. А у нас тут собраны предметы, которые доказывают людям, что они в жизни состоялись. К счастью, в случае с Bentley клиенты этот баланс нашли и могут ездить на нем всей семьей круглый год почти куда угодно.
— Как отреагировали клиенты на недавнюю презентацию нового Bentley Flying Spur?
— Их удивило, что автомобиль стал еще более аристократичным. Мощным преимуществом бренда для целевой аудитории является то, что его модельный ряд обновляется, мягко говоря, нечасто. После выхода новой модели других марок с незначительными модификациями в интерьере или экстерьере некоторые люди начинают метаться. Многие чувствуют себя неуютно, когда едут на девятимесячном автомобиле и знают, что где‑то в мире существует обновленная версия.
Многие относятся к вопросу щепетильно и меняют Bentley после каждой очередной премьеры, а старый продают людям, чье тщеславие пока еще недостаточно подкреплено материально. Но имидж марки настолько высок, что владельца вряд ли спросят, какая у него модель Bentley: «Я владелец Bentley» — этим все сказано.