Несмотря на доказанный наукой факт, что нервные клетки не восстанавливаются, в мире fashion свои законы. Старая добрая шотландка, она же тартан — всепоглощающий тренд текущего сезона — множится этой осенью со скоростью света.
Клетчатые узоры существуют во всех культурах мира, но главные ассоциации возникают все равно с шотландским тартаном.
Шотландцы до того гордятся своей клеткой, что в 2008 году решением местного парламента учредили специальный Регистр — базу данных всех существующих тартанов, которые уже давно исчисляются тысячами. Эта организация взяла на себя миссию регистрировать новые узоры, каталогизировать их и блюсти их неповторимость. Данные о существующих тартанах находятся в открытом доступе на официальном сайте www.tartanregister.gov.uk
Каждому тартану по количеству ниток того или иного цвета присваивается определенный код, называемый «синдекс» и состоящий из комбинации букв и цифр: первые обозначают цвет, вторые — количество нитей. Цветовая гамма, ширина полосок, их пересечение — все имеет свое значение.
Фирменная клетка Burberry, созданная в 1920‑е, была занесена в Регистр в 1985‑м году и относится к категории fashion. Фирменные орнаменты, выступающие в качестве элемента корпоративного имиджа компании, относят к категории corporate. А в категории name свой персональный или семейный тартан может зарегистрировать любой человек — вне зависимости от национальности и места проживания. Цена вопроса — каких‑то £70.
Невзирая на многовековую историю, тартан регулярно возвращается в хит-парады модных трендов. Смелые вариации на тему традиционного килта и спорранов (объемные кожаные или меховые сумки, которые крепятся спереди к кожаному поясу килта) можно встретить в коллекции дизайнера Тома Брауна для Moncler Gamme Bleu.
Дизайнер, кажется, всецело посвятил свою мужскую коллекцию тартану: пальто, пуховые брюки, пуховики, плиссированные юбки, ассиметричные жилеты, кейпы, пиджаки и костюмы — все они клетчатые. На фоне буйства цветов, фактур тканей и фасонов Moncler Gamme Bleu элегантные костюмы и тройки Tom Ford выглядят почти аскетично. Но только пока вы не увидите смелое полупальто в клетку, отделанное мехом. Brioni и вовсе заворачивает мужчин в шерстяной плед.
А близнецы Дин и Дэн Кейтены, дизайнеры марки Dsquared, с клеткой вообще давно на «ты». Вот и в этом сезоне братья предлагают городским денди сочетать велюровые пиджаки и тартановые жилеты с рваными джинсами. Основатели Dsquared идут в ногу с модой и создают одежду, которая соответствует всем канонам молодежного стиля, в брендовом магазине https://dsquared.studio-fashion.com можно купить одежду, обувь и аксессуары из последней коллекции Дискваред. У Giorgio Armani в этом сезоне клетка трансформировалась в ромбы и треугольники — они украшают свитера оттенков бордо и темно-синего.
Но все же самым узнаваемым и популярным клетчатым орнаментом по сей день остается тартан Royal Stewart, тот самый — красный, яркий и характерный. Он стал визитной карточкой женской коллекции Moschino F / W 2013‑14. «Ода Британскому королевству», — так окрестила коллекцию, состоящую из костюмов-двоек, пиджаков и юбок в клетку, а также сумок, имитирующих спорраны, редакция британского Vogue.
Марк Джейкобс в своей коллекции Louis Vuitton предлагает более сдержанные оттенки клетки — фиолетовый, синий, голубой и рыжий. Пальто минорных цветов с шотландским принтом дизайнер украсил пайетками и использовал эффект деграде (так называется эффект окрашивания тканей с градиентным переходом цвета), «поженив» между собой серьезную ткань и игривый блеск декора.
Эди Слиман, несмотря на гранжевое направление своей осенне-зимней коллекции Saint Laurent, тоже внес свою лепту в клетчатый тренд. Кардиганы и рубашки в клетку он предлагает носить поверх приталенных, но игривых платьев с грубоватыми ботинками. В мужскую коллекцию дизайнер ввел «хипстерские» клетчатые рубашки. Эди предлагает сочетать их с рваными джинсами и кожаными брюками-дудочками, а жакет на молнии с принтом из тартана носить поверх массивного свитера крупной вязки с теми же рваными джинсами-сигаретами.
Именитые дома моды естественно стремятся использовать только лучшую шерсть. Шотландская шерсть — именно такая. Например, фирма Hawick Cashmere, имеющая 15 собственных магазинов, от Лондона до Токио, параллельно сотрудничает с Saint Laurent и Mulberry. Марку Hermés обеспечивает сырьем производитель Johnstons из городка Элгина на самом севере Шотландии. А компания Barrie уже 25 лет поставляет шерсть для Chanel. В этом году Карл Лагерфельд снова использовал пряжу Barrie для создания, пожалуй, самой «шотландской» коллекции сезона.
Даже в «византийской» коллекции Dolce & Gabbana среди золотых диадем и красного кружева нашлось место для скромных, но, как и положено итальянскому дизайну, невероятно элегантных женственных пальто и платьев в клетку Glen Plaid.
Самым же эксцентричным принтом сезона стала клетка у Céline. Возникает ощущение, что креативный директор марки Фиби Фило вдохновлялся клетчатыми сумками «челноков» эпохи наших «лихих девяностых». Как бы там ни было, топы, юбки и пальто с «челночно-сумчатым» тартаном стали фаворитами fashionistas на последних неделях моды и хитом street style фотографов.
На контрасте с Céline старая добрая клетка «виши» у Prada смотрится трогательно и даже как‑то слегка инфантильно. «Колористическую» компанию Prada может составить Roksanda Ilincic, для клетчатого принта которой в качестве базовых цветов были выбраны светло-серый, пастельно-розовый и приглушенный голубой.
Добро пожаловать в клетку.