Новая адаптация «Ромео и Джульетты» настолько старается быть верной первоисточнику, что смотрится самой консервативной в истории шекспировских постановок.
Мальчик полюбил девочку, но родители были против. «Ромео и Джульетта» не только один из самых экранизируемых сюжетов в истории кино, но и самый податливый — хочешь, делай героев латиноамериканцами и называй фильм «Вестсайдская история» или переноси действие в советскую школу («Вам и не снилось»), а если есть чувство юмора, снимай «Плаксу», как Джон Уотерс.
Но после того как все интерпретации использованы, а воображение отказало, обязательно появится версия, в которой опыт перечеркнут, а слова снова произносятся как в первый раз — хотя, конечно, после всего, что мы уже посмотрели, звучат они по‑другому.
Постановщик одной из самых известных экранизаций «Ромео и Джульетты» Франко Дзеффирелли, которого в 1968‑м упрекали в буквальности и слащавости, посмотрев новый фильм своего соотечественника Карло Карлея, наверняка почувствовал бы себя отмщенным.
Самой большой драмой своей профессиональной жизни Дзеффирелли считал концептуальное искусство и авангард, переосмысливающие классику. Оперному режиссеру, который видел свою работу в том, чтобы поставить спектакль так, как его, вероятнее всего, видел автор, наблюдать вольные эксперименты коллег было больно, особенно когда они называли его бездарным ретроградом без фантазии.
Но в сравнении с «Ромео и Джульеттой» Карлея фильм Дзеффирелли воспринимается сейчас почти как новаторская постановка. В конце концов, на дворе был 1968‑й, и Дзеффирелли, возможно, сам того не заметив, снял манифест поколения хиппи, которое противопоставляло безоговорочную любовь войне Монтекки и Капулетти.
Нынешний же фильм существует в удушающем безвоздушном пространстве. Кажется, единственная идея Карлея — доказать нынешней молодой аудитории, выросшей на «Ромео + Джульетте» 1996 г., что фильм База Лурмана — не канон, а клиповый монтаж, чернокожий актер в роли Меркуцио и поп-саундтрек — от лукавого. Действие снова происходит в Вероне, и все актеры играют так, будто сейчас упадет занавес, а потом они выйдут кланяться.
Конечно, вряд ли режиссер ставил перед собой задачу полемизировать со своими предшественниками. Скорее просто появилась возможность снять «традиционного Шекспира» после американских современных версий «Отелло» и «Укрощения строптивой» в 1990‑е с качественными, узнаваемыми во всем мире звездами не первой, конечно, величины, но для ансамбля сгодится.
Ставшая знаменитой после «Железной хватки» братьев Коэн Хейли Стейнфилд мила и в свои 16 лет (забавно, что актриса родилась как раз в год выхода «Ромео + Джульетты» Лурмана) уж точно годится на роль Джульетты больше, чем 34‑летняя Норма Ширер в версии Джорджа Кьюкора 1936 г. Дуглас Бут слишком слащав для Ромео, Эд Вествик из «Сплетницы» переигрывает в роли Тибальта, Лесли Мэнвилл (кормилица) единственная пытается играть комедию. Результат как будто пересказан консервативным старым учителем литературы, отрицающим реальность за окном.
Ничего плохого в том, чтобы снять «классическую» версию шекспировской пьесы, конечно, нет. Но «Ромео и Джульетта» настолько открыта интерпретациям, что смотреть такой беззубый фильм в наше время странно. Не обязательно делать Ромео рэпером, а Джульетту — хипстершей.
Шекспировский текст таков, что можно просто сместить акценты на одного или нескольких героев и получить новый результат, практически ничего не меняя. Можно было бы, например, сделать главной героиней Джульетту и показать ее жертвой дофеминистской эпохи, пострадавшей от глупости и упрямства окружающих ее мужчин.
Можно даже рассказать историю с точки зрения Париса, который по незнанию вляпался в междоусобицу и стал невольной причиной смертей и горя лучших представителей Вероны. Режиссер Карлей пошел другим путем, самым безопасным, но и самым скучным. Примирить с его трактовкой может единственное: после консервативной реакции приходит ее противоположность, которая, по идее, породит «Ромео и Джульетту», которую мы еще не видели.
«Ромео и Джульетта»
Romeo and Juliet
Великобритания, Италия, Швейцария
Режиссер: Карло Карлей. В ролях: Дуглас Бут, Хейли Стейнфилд, Дэмиэн Льюис, Коди Смит-МакФи
«Малавита»
The Family
США, Франция
Режиссер: Люк Бессон. В ролях: Роберт Де Ниро, Мишель Пфайффер, Томми Ли Джонс, Дианна Агрон
Мафиозный дон сдает своих, по программе защиты свидетелей перевозит семью на север Франции, выдает себя за писателя и начинает учить местных, как надо жить по понятиям. На хвосте у него и ФБР, и бывшие подельники. Де Ниро и Пфайффер весело играют в семейку Аддамс: первый высмеивает свою прошлую фильмографию, вторая вспоминает, как четверть века назад играла в «Замужем за мафией». Для комедии многовато насилия, и фабула слишком напоминает сюжет реалити-шоу о героях, помещенных в непривычные обстоятельства.
«Гонка»
Rush
США, Германия, Великобритания
Режиссер: Рон Ховард. В ролях: Крис Хемсворт, Натали Дормер, Оливия Уайлд, Даниэль Брюль
Снятый мастером качественного экшена Роном Ховардом биографический фильм о противостоянии гонщиков «Формулы 1» Джеймса Ханта и Ники Лауды во время чемпионата мира в 1976‑м.
«Лимб»
Haunter
Канада, Франция
Режиссер: Винченцо Натали. В ролях: Эбигейл Бреслин, Стивен МакХэтти, Дэвид Хьюлетт, Сара Маннинен
Автор «Химеры» четырехлетней давности, Натали снял нестрашный «семейный» хоррор о духе покойной девочки, который является с того света, чтобы предотвратить новую смерть. Эмо-героиня Эбигейл Бреслин («Маленькая мисс Счастье», «Добро пожаловать в Зомбилэнд») проживает один и тот же день 1985 года, когда она, возможно, умерла, так что фильм понравится поклонникам «Шестого чувства» и «Дня сурка».
«План побега»
Escape Plan
США
Режиссер: Микаэль Хофстрем. В ролях: Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Джим Кэвизел, Сэм Нилл.
Давно ожидаемый поклонниками Шварца и Слая совместный проект звезд боевиков 1980‑1990‑х. Несправедливо посаженный в тюрьму «Гробница» специалист по системам безопасности (Сталлоне) решает сбежать, но без помощника не получится. Фильм изначально был написан под Брюса Уиллиса, но стариной тряхнули другие крепкие орешки, вдохновленные успехом «Неудержимых».