С 2 ноября в киевском PinchukArtCentre начинает работу выставка номинантов самой престижной национальной премии в области современного визуального искусства — PinchukArtPrize.
В этом соревновании, проходящем каждые два года, молодым художникам действительно есть за что побороться: победитель получает не только солидную денежную награду в 100 тысяч гривен, но и возможность без конкурса попасть в шорт-лист еще более престижной Future Generation Art Prize.Эта международная премия, также основанная и финансируемая Виктором Пинчуком, представляет своих номинантов не только в Киеве, но и на одной из самых шумных и посещаемых выставок в рамках параллельной программы Венецианской биеннале. Одним словом, если понятие «карьерный лифт» применимо к художественной сфере, то именно PinchukArtPrize открывает двери подобного лифта для занимающихся искусством молодых украинцев.
Помимо главного приза, присуждаются еще две специальные премии, предполагающие, как и главная, стажировку в мастерской всемирно известного художника и получение 25 тысяч гривен в качестве денежного вознаграждения. Наконец, по итогам голосования зрителей, которое проходит во время работы выставки номинантов, выбирается получатель приза зрительских симпатий — с относительно скромными 10 тысячами гривен денежного вспомоществования и уже без стажировок у признанных мэтров.
В этом году премия украинским молодым художникам будет вручаться в третий раз. Некоторые из номинантов этого года (Леся Хоменко, Жанна Кадырова, Лада Наконечная) стали уже корифеями конкурса, успев поучаствовать во всех трех розыгрышах капризной художественной лотереи.
В целом состав участников выставки этого года оказался довольно свеж. Он не только обновился на две трети по сравнению с предыдущим конкурсом, но и включил в себя довольно широкий спектр тенденций, присутствующих на современной украинской художественной сцене, — от представителя круга «нового наива» и «неофолька» Андрея Хира до уже успевшего нашуметь в мировой fashion-фотографии, но пока еще не примелькавшегося в местных выставочных пространствах дуэта Synchrodogs.
PinchukArtCentre, обычно показывающий украинскому зрителю выставки знаменитых, состоявшихся и дорого продающихся западных художников, вроде Дэмьена Херста, Аниша Капура или Олафура Элиассона, на время экспозиции номинантов PinchukArtPrize уже третий раз кряду превращается в своеобразную лабораторию, в которой ставится эксперимент с непредсказуемым результатом.
На что способны молодые украинские художники, если предоставить им достаточно квадратных метров выставочного пространства, неплохой бюджет на реализацию проекта и профессиональную поддержку огромной команды — от монтажников и маляров до пиар-менеджеров, курирующих такие проекты Пинчука, как Ялтинский саммит и выставку в Венеции? Найдут ли они в этом контексте возможность реализовать свои давно задуманные проекты, поднимутся ли на более высокий уровень в своем творчестве или просто механически перенесут свои старые работы в новые стены? Именно на этой интриге строится каждая новая выставка номинантов PinchukArtPrize, и во многом именно этим она интересна.
Что же предстоит увидеть зрителю в экспозиции претендентов на премию 2013 года? Здесь Анна Звягинцева продолжает свои графические штудии на тему рутинного женского труда в масштабной, но очень изысканной скульптурной композиции. Вова Воротнев рефлексирует на тему маниакальной манеры постсоветских коммунальных работников красить нижнюю часть стен подъездов и древесных стволов.
Роман Минин выставляет работу из своей нашумевшей серии «План побега из Донецкой области», давая возможность детям из той же области нарисовать на другой стене свой собственный план побега. Анатолий Белов реализует свой потенциал певца, режиссера и актера, вместо привычной для него графики представляя первый в истории украинского искусства гей-мюзикл. Леся Хоменко остается верной живописи, но анимирует ее, проецируя на холст бесконечный цикл мигания глаз матери, ждущей, когда же уснет ее младенец.
Группа художников Open Group продолжает свои попытки построить по‑настоящему открытую галерею, фиксируя поток жизни вне арт-центра, но ежедневно отмечая вехи этой фиксации в его пространстве, подобно заключенному, ставящему зарубки на стене камеры.
Дуэт художников-архитекторов Александр Бурлака и Иван Мельничук создают в стенах центра небольшое проектное бюро, способное довести до абсурда и даже переплюнуть любое градостроительное усилие нынешних украинских властей: в его планах построить подобие Венеции вдоль импровизированного Гранд-Канала, роль которого должна исполнить загнанная под землю речка Лыбедь, накрыть весь Подол стеклянным куполом торгового центра, заслонить неприглядную панораму Левобережья сплошной стеной, раз уж любимая киевлянами панорамная площадка Мариинского парка сейчас недоступна из‑за загадочных перипетий с вертодромом.
Николай Ридный изготавливает тяжелые ботинки отечественных служб правопорядка в граните, дополняя эту скульптурную композицию видео, где ботинки показывают себя в деле. Жанна Кадырова делает восхитительный римейк советских монументальных мозаик (см. обложку), стилистически идеально соответствующий запросам соцреалистического худфонда, но образно отвечающий канонам современной рекламной продукции.
Саша Курмаз совершает несколько виртуозных и незаметных нелюбопытному глазу интервенций как в пространство самого центра, так и в его окрестности.Не желая выделять кого‑то из художников, попавших в шорт-лист этого года, дабы не влиять на финальное решение как жюри, так и публики, куратор выставки и арт-директор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф говорит тем не менее, что остался доволен результатом.
Те художники, которые раньше уже попадали в список номинантов, по его мнению, развиваются в очень интересном ключе, а новички достойно отреагировали на задание сделать работу для такого вызывающего пространства, как PinchukArtCentre. В любом случае, решать дальнейшую судьбу номинантов будет и столичная публика, которой суждено выбрать лауреата Приза общественности, и солидное международное жюри, в которое войдут кураторы Tate Modern, Fondation Cartier, Эрмитажа и Лионской биеннале.По традиции, рядом с выставкой лучших молодых художников страны откроется специальная экспозиция лауреата Future Generation Art Prize прошлого года.
В данном случае ею стала Линетт Ядом-Боакье, британская художница африканского происхождения, которая в этом году номинирована еще и на Turner Prize — главную художественную премию Великобритании.
Ее постэкспрессионистические полотна в человеческий рост, изображающие темнокожих людей в разных жизненных ситуациях и эмоциональных состояниях, стали свежим аргументом в извечно актуальном для украинской художественной сцены споре о том, имеет ли живопись право на жизнь в современности или ее пора сбросить с корабля истории.
Так как в выставке украинских художников-номинантов нашлось немало места не только для живописи, но и для всего разнообразия классических техник — графики, скульптуры, прикладного искусства, эта дискуссия, скорее всего, имеет шансы продолжаться еще немало лет.