Необычный юниорский конкурс пианистов с тремя концертами худрука и почетного председателя жюри Дениса Мацуева.
Международный конкурс «Сбербанк Дебют», организованный Сбербанком России, подчеркнуто не такой, как все: призы и награды получат все участники. Детское профессиональное соревнование задумано так, чтобы играющие не проигрывали, и это очень педагогично. Поскольку в мире, где аутсайдером, сколь бы ни был он талантлив и трудолюбив, автоматически считают любого, кто не выдрал зубами «золото», хорошо ковать чемпионский характер, но тяжело расти артистом. А в музыке наряду с тренируемой виртуозностью и мощью вдвойне важна душа, воображение и умение создавать небанальные цепочки ассоциаций — а этому всему нужно много времени для созревания в обстановке свободы от крайних оценок.
Тем не менее конкурсы — почти обязательная часть музыкантской карьеры уже для учеников младших классов: по условиям «Сбербанк Дебюта», все участники не старше 13 лет, их лишь пятнадцать, и выбирали их из десятков и десятков видеопрезентаций, присланных из тридцати с лишним стран. Конкурсанты соревнуются при публике и непременно в двух турах: соло и с оркестром (то, что после первого тура никто не выбывает — тоже новшество). Они не только слушают выступления друг друга, что во многом поучительно, но и консультируются у мэтров — международное жюри «Сбербанк Дебюта» дает мастер-классы. А еще они слушают «мэтра мэтров», художественного руководителя конкурса, задумавшего весь этот формат, — российского пианиста Дениса Мацуева.
Мацуев — эмблема музыкантской необычности, а также импонирующей организаторам конкурса артистической надежности, которую он излучает уже одним своим видом. Имперский стиль игры 38‑летнего сибиряка сочетается с ранним и последовательным чемпионством: в 20 лет — солист Московской филармонии, в 23 — звонкая победа на Международном конкурсе имени Чайковского, в 29 — ежегодный персональный абонемент «Солист Денис Мацуев», подразумевающий, что на одно только имя в Москву приглашаются ведущие оркестры мира. К тому же Мацуев инициирует фестивали, председательствует в фондах. Все это сделало «филармоническую глыбу» медийной персоной, так что этим «себя показать» вполне компенсируется его нелюбовь к преподаванию. К тому же эта глыба за роялем обладает драйвом утяжеленного локомотива и отлично рулит в ярких сочинениях джазового толка. Клубные и сейшновые джазисты не разделяют восторгов любителей помпезного филармонического джаза, но что еще «Rhapsody in Blue» как не джаз? И при каких еще обстоятельствах, кроме нового конкурса, киевляне смогли бы за одну неделю трижды послушать Мацуева — притом и джазового тоже?
В первый раз он сыграет на открытии конкурса 12 ноября в Национальной опере. Во второй — между конкурсными турами, 14 ноября в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины. Третий — там же — на торжественном закрытии 17 ноября, сразу после показательных выступлений лауреатов конкурса (проигравших нет, но победители, конечно, будут). Сыграет по целому концерту с оркестром: это будут соответственно рахманиновские Третий и Рапсодия на тему Паганини (поскольку в этом году все музыканты отдают дань уважения этому самому пианистическому из русских композиторов и самому русскому из авторов-пианистов), а в конце — «Rhapsody in Blue» Джорджа Гершвина. Эти произведения Мацуев исполнит с двумя лучшими оркестрами страны: Академическим симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины под управлением Николая Дядюры и Национальным симфоническим с маэстро Владимиром Сиренко — именно он аккомпанирует и финалистам-конкурсантам.
Не только в финальном, но и в двух предыдущих концертных вечерах у Мацуева будет недюжинный «разогрев». 12 ноября программу откроет лауреат международного конкурса пианистов памяти В. Горовица этого года, девятилетняя Шио Окуи из Китая. Она сыграет Концерт ре-мажор для фортепиано с оркестром Гайдна. 14 ноября с Третьим концертом Бетховена выступит один из членов жюри «Сбербанк Дебюта» Вадим Руденко. Жаль, что не предусмотрены концерты остальных членов жюри : украинца Юрия Кота, россиянина Валерия Пясецкого, корейца Хён Чжун Чана, бразильянки Мариан Дауэльсберг и француза Мишеля Бероффа — они ведь не только профессора, но и играющие пианисты. Зато можно и стоит послушать конкурсные выступления пятнадцати талантливейших детей.