Премьера в театре «Киев модерн-балет», который продолжает жить, — о любви, которая гибнет.
Балет «Времена года» о «любви как она есть» показали один раз, 7 мая, в рамках V Международной пасхальной ассамблеи на сцене Большого зала Национальной музыкальной академии Украины. Первый большой балет, поставленный любимым модерн-танцовщиком киевлян Алексеем Бусько, в хореографии и сценическом решении не демонстрирует никакой революционной техники, но сделан понятно, красиво, толково и уместно. Пятеро музыкантов играют живьем на середине сцены (тогда это был струнный квартет Post Scriptum и пианист Дмитрий Таванец), балетный дуэт — Анастасия Харченко и Алексей Бусько — танцует между ними и зрительным залом, а также на видео. Проекцию срежиссировали Мария Пустовалова, которая раньше танцевала и потому снимает движущихся людей хорошо, и Дмитрий Диордийчук; световую партитуру сделала художник Елена Анохина, звук в зале вел Александр Курий. Спектакль оказался таким ярким и цельным, что Муниципальная опера с ходу определила его в репертуар на новый сезон.
Первый показ «Времен года» уже на сцене этого театра и с его фортепианным квинтетом (Ольга Лепко, Клавдия Штейнберг, Геннадий Канаев, Ирина Яковченко, Екатерина Купцова и дирижер-постановщик Сергей Голубничий) будем смотреть не только мы с вами, но и весь экспертный совет театральной премии «Киевская пектораль».
38‑летний композитор-лауреат Александр Родин далек от идеи, что любовь «нечаянно нагрянет». У этого чувства свой цикл жизни, поэтому в качестве символа выбраны времена года, а началом автор не мудрствуя лукаво назначил весну — тут солирует первая скрипка. Быстрое нарастание душевного тепла, переходящего в жар и чреватую засухами горячку, ассоциируется с летом — теперь главная роль исполняет вторая скрипка. Прохладной осени с неминуемыми плодами страстей и размолвок соответствует соло альта, резкой колкой зиме — виолончель, конец музыки и занавес приходятся как раз на последние конвульсии отношений.
Все сезоны длятся девять минут, посредине — вставка-экватор. В знаменитых музыкальных циклах Вивальди и Гайдна четыре календарных сезона уподоблены прорастанию, молодости, зрелости и угасанию человеческой жизни, но Родин, похоже, предполагает, что любовь — наверняка короче.
С идеей поставить на эту музыку одноактный балет композитор обратился к солисту театра «Киев модерн-балет» Алексею Бусько, когда музыканты еще не видели нот: Родин сочиняет свои опусы на синтезаторе и лишь потом расписывает голоса. Бусько с его отчетливым тембровым слухом, настроенным как раз на акустические инструменты, пришлось дождаться квинтетной записи и только тогда, лишь за месяц до Пасхальной ассамблеи, сочинить и отрепетировать love story.
Но даже такому станцованному, выносливому и вдумчивому дуэту, как Настя и Алексей, определенно не хватит физических возможностей 45 минут без передышки тащить на себе бурный, эмоционально все более сложный сюжет и внимание полного зала. Так что часть материала — весну, пантомимный экватор и зиму — ребята танцуют пред наши светлые очи, а картины лета и осени записаны на видео. Это не только украсило постановку и сделало ее современной в техническом отношении: есть эпизоды, где танцовщики вживую полемизируют с кадрами проекции. И здесь очевидно, что память во многом та же иллюзия, а настоящее с прошлым неизбежно в контрах. Поскольку переписывать видео с каким‑то другим дуэтом — та еще морока, спектакль навсегда будут танцевать, к нашему удовольствию, Харченко и Бусько. Неоднократные, кстати, лауреаты международных конкурсов хореографов и исполнителей, притом каждый по отдельности.
Премьеру «Времен года» покажут в один вечер с предваряющим ее одноактным спектаклем-дивертисментом «Con tutti instrumenti», где наряду с миниатюрами Раду Поклитару, художественного руководителя «Киев модерн-балета», идут работы авторства артистов театра — тех, у кого за плечами не только дипломы об окончании факультета хореографов, но и награды балетмейстерских конкурсов.