Не так уж много бывших киевлян могут похвастаться тем, что на их концерты фанаты готовы срываться в другую страну. Евгений Гудзь, лидер группы Gogol Bordello, — может.
Впрочем, определение «киевлянин» в его случае носит характер достаточно условный. Этот худой длинноволосый молодец прежде чем осесть в Рио, скитался по Европе и США, а свою интернациональную группу собирал, кажется, наобум, швыряя дротики в вертящийся глобус. Выпустив этим летом шестой номерной альбом «Pura Vida Conspiracy», Гудзь и компания готовятся снова навестить Старый Свет и вывалить гремучую смесь из цыганщины, панка и рок-н-ролла на головы европейцев.
Гастроли коллектива традиционно носят развеселые названия вроде «Samogon Tour» или «Gonzo Turbo Auto Pilot Tour». Что вполне отражает стиль подачи материала: на концертах генерится такой драйв, что иные слушатели не могут потом прийти в себя еще неделю. Кто слушает Gogol Bordello в плеере и ни разу не был на живых выступлениях, много потерял: Гудзь, гарцующий по сцене в сползающих полосатых лосинах, действует на зрителей почище шотов «Хиросима». Окружение его не менее колоритно: плясуньи-азиатки за клавишами, чернокожий басист, седовласый скрипач-россиянин, использующий смычок как напильник; мощи, дичи, драйва и карнавального буйства добавляют уроженцы Эквадора, Израиля, Тринидада и Тобаго. Отдельная тема — афтепати группы, на которых алкоголь льется рекой, Евгений выжимает сок из диджейских вертушек, а если берет гитару, то ее у него уже не отобрать — до тех пор, пока в какой‑то момент инструмент не выпадет из рук сам.
Группа появилась в середине 90‑х, когда увезенный семьей подальше от Чернобыля Гудзь, поработав в Европе мойщиком стекол, обживался в Нью-Йорке. От исполнения цыганской музыки на свадьбах его бенд быстро перешел к смешиванию стилей; на «диковинку» начали клевать завсегдатаи местных клубов, группа выпустила два альбома и в начале нулевых уже срывала аплодисменты в первом европейском турне. Обвальная же слава пришла в 2005‑м, после третьего альбома «Gypsy Punks: Underdog World Strike»: о детище Евгения заговорили даже те, кто прежде «бордель» считал бранным словом, а Гоголя — интернет-поисковиком. Закрепила успех пластинка «Super Taranta!», за которую «Гоголи» получили награду BBC «World Music Award». Затем были сравнения с Игги Попом, выступления с Мадонной и другими суперзвездами, съемки в кино… В песнях закрепились элементы ска, регги и народной музыки, так что сегодня «цыганский панк» — это термин, отражающий общий дух, но бессильный передать реальное наполнение (его лучше раскрывает другое определение, прилипшее к группе — «иммигрант-панк»).
О своих корнях фронтмен не забывает. Уже одним названием своей группы он заставляет уйму народа лезть в Википедию. В песнях «Гоголей», где на английский костяк насажены фразы из разных языков, периодически встречаются русские сегменты, приводящие в ступор западный фэндом: никакие словари не помогут фанатам вникнуть в смысл словосочетания «so Вио-вио-виолетта! Этта! Ва-ва-ва-вая дама ты моя!» или вопля «Крэкс! Пэкс! Фэкс!». Вдобавок ровно два года назад «Гоголи» порадовали соотечественников русскоязычным альбомом «Моя цыганиада», где Евгений поет песни Высоцкого и признается в любви к Киеву и киевскому футболу.
В комплекте к серьге, железному зубу и пиратским усищам («в честь бати») у Гудзя идут френчи, галифе, футболки цвета «вырвиглаз» и рубахи нараспашку, от которых он с удовольствием избавляется на концертах, повышая аэродинамику и без того юркого туловища. Свобода от рамок, случалось, выходила Евгению боком: в 2003‑м охрана киевского клуба не оценила должным образом гардероб эксцентричного «патлача» и отказалась пускать его на собственный диджейский сет. Впрочем, людям разбирающимся уже тогда было ясно, что судить по обложке — дело гиблое: «Гоголи» не протянули бы долго, если бы филонили, продавая бунтарство вместо музыки. Группу Гудзя отличает от классического панка не только межконтинентальный стилевой винегрет, но и недюжинный профессионализм и сыгранность, без которых любой случайный коммерческий успех быстро сошел бы на нет.
Последняя их пластинка «Pura Vida Conspiracy», песни из которой будут в самое ближай-шее время прокатаны по дюжине стран Шенгенской зоны, аккуратно поддерживает драйв на уровне «уже весело, но на ногах еще стою». На концертах к этому коктейлю, понятное дело, добавятся сносящие крышу старые хиты вроде «Start Wearing Purple», так что о возможных последствиях можно только гадать. Если что — мы вас предупреждали.
25 ноября — Мюнхен, Германия
26 ноября — Цюрих, Швейцария
27 ноября — Милан, Италия
29 ноября — Рим, Италия
30 ноября — Болонья, Италия
1 декабря — Лион, Франция
3 декабря — Копенгаген, Дания
4 декабря — Стокгольм, Швеция
5 декабря — Осло, Норвегия
7 декабря — Брюссель, Бельгия
8 декабря — Норидж, Великобритания
9 декабря — Бристоль, Великобритания