e-mail: [email protected]
Ідеї оформлення, стиль та весь зміст сайту www.capital.ua є об'єктом авторського права та охороняються законом. Будь-яке використання матеріалів сайту допускається тільки при дотриманні правил передруку і за наявності гіперпосилання на www.capital.ua. Дозволяється використання тільки матеріалів, що знаходяться у відкритому доступі і лише за умови посилання та/або прямого відкритого для пошукових систем гіперпосилання на безпосередню адресу матеріалу на www.capital.ua www.capital.ua /a>. Посилання/гіперпосилання має бути розміщене в підзаголовку або першому абзаці матеріалу. Розмір шрифту посилання або гіперпосилання не повинен бути меншим за шрифт тексту використовуваного матеріалу. Будь-яке використання матеріалів, які знаходяться у закритому доступі та доступні лише зареєстрованим користувачам, допускається лише за попереднім письмовим дозволом правовласника. Категорично заборонено передрук, копіювання, відтворення, зміну або інше використання матеріалів, опублікованих з позначкою в рамках угоди про синдикацію з Financial Times Limited. Використання матеріалів, які містять посилання на агентства France-Presse, Reuters, Інтерфакс-Україна, Українські новини, УНІАН суворо заборонено. Матеріали, позначені знаком публікуються на правах реклами.
Всі права захищені. © 2012 - 2023
В украинских банках появится финансовый омбудсмен
04.10.2013 / 16:17Кто и как в Украине должен защитить права *** финансовых услуг
О необходимости создания в Украине института Финансового омбудсмена твердит даже Мировой Банк, не настаивая на каком-либо одном рецепте создания такого органа для *** финансовых услуг. Мол, сами смотрите, как это делают в других странах, – и выбирайте свой путь. Что же это такое – финансовый омбудсмен?
В общих чертах – это общественный примиритель на финансовом рынке, орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами. Инициатором обращения к омбудсмену может быть только *** – физическое лицо. Рассмотрение споров является бесплатным. Обращение к омбудсмену не препятствует последующему обращению в суд, но на период рассмотрения спора *** обязуется его в суд не передавать. Омбудсмен и его сотрудники разъясняют *** его права и обязанности в связи с предъявляемыми им претензиями (требованиями) и дают рекомендации о форме разрешения спора. До подачи заявления омбудсмену, *** обязан направить жалобу в адрес финансового учреждения. И ему должны ответить по существу в течение 30 дней.
Теперь о том, как это все работает за рубежом. В Европе сегодня превалируют две модели финансового омбудсмена – германская и английская.
Назначать финансового омбудсмена должен только Президент страны. Тогда и уважение к этому органу, и обязательность решений не будут подвергаться никаким сомнениям
Что нам хорошо, то немцу – не очень! Все мы не раз слышали это выражение. И наоборот – что немцу хорошо, то не всегда хорошо нам. В Германии финансовый омбудсмен появился в 1992 году по инициативе Союза немецких банков. Там финансовый омбудсмен назначается правлением Союза немецких банков и может разбирать жалобы *** на сумму не более 5 000 евро. Можно, конечно, разбираться и дальше, чем и как в Германии занимается финансовый омбудсмен и кому он подчиняется и отчитывается. Но только на минуту (не больше) можно представить себе финансового омбудсмена в Украине, которого назначают руководители коммерческих банков, и они же финансируют, а значит, и контролируют его деятельность!!! Стоит ли комментировать?
И о старейшей британской демократии. В Великобритании институт финансового омбудсмена создан в начале 80-х годов прошлого века и финансируется государством. Там статус и деятельность финансового омбудсмена закреплен специальным законом. Аппарат омбудсмена превышает 100 человек, а жалоб *** они разбирают в год свыше 1 миллиона. Суммы жалоб, которые рассматривает британский омбудсмен, колеблются в пределах от 100 000 фунтов стерлингов и выше. Статистика впечатляет. Банки Великобритании обязаны предоставлять своим клиентам возможность решать споры в досудебном порядке у финансового омбудсмена, иначе они не смогут работать с *** – физическими лицами. Кроме того, к финансовому омбудсмену Великобритании имеют право обращаться за разрешением своих споров не только *** – физические лица, но и небольшие (по британским меркам) организации, с годовым доходом менее 1 млн. фунтов стерлингов. Финансирование государственной службы финансового омбудсмена происходит за счет обязательных платежей и взносов организаций, работающих на финансовом рынке. Практически это аналог финансирования нашего Фонда гарантирования вкладов физических лиц в Украине.
Чувствуете различия в немецком и британском подходе? Только весьма заангажированный эксперт может предложить сегодня в Украине внедрение немецкой системы финансового омбудсмена. Тем более непродуманны и легковесны сегодня публичные проекты и предложения наших банкиров, создать такой институт или службу финансового омбудсмена на базе Независимой ассоциации украинских банков. Если уж и создавать в Украине отдельную службу финансового омбудсмена, то это должен быть исключительно государственный орган, учреждаемый Указом Президента, и назначать финансового омбудсмена должен только Президент страны. Тогда и уважение к этому органу, и обязательность решений не будут подвергаться никаким сомнениям. А финансировать этот государственный орган надо за счет обязательных взносов финансовых учреждений, работающих с *** – физическими лицами. Только в таком случае мы получим действительно европейский инструмент для улучшения положения *** финансовых услуг в Украине.