Владеющая Лисичанским нефтеперерабатывающим заводом российская компания «Роснефть» наконец определилась с судьбой этого предприятия — оно возобновит работу весной следующего года, объявила вчера компания.
Лисичанский НПЗ — второй по величине нефтеперерабатывающий завод в Украине, который может перерабатывать около 8 млн т нефти в год. Он станет четвертым работающим предприятием из шести украинских НПЗ, большинство из которых остановилось в период 2005-2012 гг. из-за нерентабельности производства нефтепродуктов.
Бензин будет весной
О намерениях запустить Лисичанский НПЗ заявил вчера вице-президент по переработке и нефтехимии «Роснефти» Игорь Павлов. По его словам, сейчас на заводе проводятся плановые ремонтные работы и модернизация, в результате которой планируется снизить производство мазута, маржа на который сейчас невелика.
Павлов заявил, что компания планирует выпускать на НПЗ бензин и дизтопливо стандарта Евро-4 и небольшие объемы топлива Евро-5.
«Роснефть» обещала вложить в ремонт предприятия около $ 75 млн, рассказал «Капиталу» менеджер нефтеперерабатывающего завода. Пока, однако, деньги не поступали, и предприятие вынуждено привлекать кредиты для возобновления производства, говорит он.
Никаких новых установок, которые позволят производить более качественное топливо, пока не планируется, отметил собеседник издания.
8 млн тонн нефти в год может перерабатывать Лисичанский НПЗ
Лисичанский НПЗ — самое «молодое» предприятие из всех украинских НПЗ, и, по словам экспертов, его модернизация не требует значительных вложений. «В Лисичанский НПЗ, по большому счету, и не нужно миллиарды вкладывать, чтобы выпускать топливо в соответствии с теми стандартами, которые действуют в Украине.
А для поставок в Россию — все намного проще, там еще более либеральные стандарты по топливу», — сказал «Капиталу» президент ассоциации «Объединение операторы рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.
Он считает, что переработка нефти на Лисичанском НПЗ в его нынешнем виде без реконструкции будет убыточна, поскольку предприятие проигрывает по глубине переработки нефти находящимся в соседних странах заводам, продукция которых поставляется в Украину. «Учитывая глубину переработки, которая на 20 % хуже, чем на каком‑либо европейском заводе или Мозырском НПЗ (Беларусь), там есть поле для деятельности. Его надо привести в порядок, модернизировать, провести реконструкцию по бензиновой группе», — утверждает Косянчук.
Топливо уйдет в Россию
Продавать в Украине бензин и дизель, выпущенные на Лисичанском НПЗ, «Роснефть» не планирует — вся продукция будет поставляться в Россию, сказал Игорь Павлов. Но для стабильной работы предприятия компания хочет получить от украинского правительства льготы, в частности сохранить режим толлинга, то есть не ограничивать ввоз нефти на Лисичанский НПЗ и вывоз обратно в Россию готовых нефтепродуктов, отметил он.
«Роснефть» также хочет добиться отмены экспортных акцизов и пошлин при работе по толлинговой схеме. Также, по мнению Павлова, для прибыльной работы НПЗ необходимо ввести льготы по налогу на прибыль на период его модернизации и еще на пять лет после ее завершения. «Правительством Украины должны быть созданы такие макроусловия, при которых эксплуатация завода была бы взаимовыгодной», — заключил вице-президент «Роснефти».
По словам заместителя генерального директора консалтинговой компании «Психея» Геннадия Рябцева, «Роснефть» планирует работать по толлинговой схеме и вывозить все произведенные нефтепродукты, поскольку в этом случае получит право ввозить в Украину нефть для переработки без уплаты пошлины. С 1 ноября 2013 г. пошлина на экспорт нефти из России составляет $ 395,9 за тонну.
Геннадий Рябцев, отметил, что при толлинговой схеме все произведенные нефтепродукты должны обязательно возвращаться в Россию. Он привел пример, когда Лисичанским НПЗ владела компания «ТНК-ВР» и, используя толлинг, не все нефтепродукты вывозила из Украины.
В результате на одном из совещаний в Министерстве энергетики представителям «ТНК-ВР» было сделано неофициальное замечание, что если не все нефтепродукты будут вывозиться, то на уровне правительства будет рассмотрен вопрос об отмене толлинга.
Можно продать и здесь
Гендиректор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн считает, что нефтепродукты Лисичанского НПЗ можно будет реализовывать как в Украине, так и в России.
«В нефтепереработке все решает логистика. На юге России у «Роснефти» есть хорошая розничная сеть, а у Лисичанского НПЗ слишком большая мощность, чтобы Восточная Украина, где расположен завод, поглотила весь объем произведенного на нем топлива», — сказал он.
По мнению Леонида Косянчука, даже если «Роснефть» решит продавать нефтепродукты в Украине, компания не будет иметь проблем со сбытом, поскольку операторы рынка охотно заменят часть импортных поставок топливом Лисичанского НПЗ.
«С точки зрения логистики, безусловно, нефтепродукты будет намного выгоднее покупать в том же регионе, на Лисичанском НПЗ, нежели приобретать их в Беларуси и завозить в Лисичанск, как это происходит сейчас», — считает он.
Как сообщалось, в сентябре этого года возобновил работу принадлежащий компании ВЕТЭК Одесский НПЗ, проектная мощность которого по переработке нефти составляет 2,8 млн т в год.