Почти сразу после того, как начал снижаться курс национальной валюты (6 февраля американский доллар подорожал с 7,99 UAH/USD до 8,6 UAH/USD, а евро — с 10,8 UAH/EUR до 11,8 UAH/EUR), стали подниматься розничные цены на иномарки. И если в первые дни подорожание коснулось автомобилей всего нескольких брендов, то за последующую неделю цены повысило большинство импортеров.
Автомобили популярной марки Hyundai поднялись в цене в среднем на 5 %. При этом отдельные модели подорожали еще сильнее: к примеру, бестселлер Accent, прежде стоивший 128 тыс. грн (за машину с мотором 1,4 л в базовой комплектации), теперь не отдают дешевле чем за 142 тыс. грн (разница — 10,9 %).
«Мы были вынуждены поднять цены, — поясняет коммерческий директор ООО «Хюндай Мотор Украина» Геннадий Четверухин. — Компания приобретает автомобили у производителя за валюту, поэтому сегодняшние цены откорректированы в соответствии с нашими украинскими реалиями».
Аналогичное пятипроцентное подорожание постигло и автомобили марки Nissan, причем импортер пересчитал цены буквально на следующий день после изменения валютного курса.
По прежнему курсу НБУ (7,99 UAH / USD) цены зафиксированы только на автомобили, находящиеся на складе, запасов которых хватит от силы до конца февраля.
Меньше других подорожали автомобили Renault: рост цен в среднем по модельному ряду составил 3 %. «В связи с резкой девальвацией гривни мы были вынуждены изменить наши цены 10 февраля. Цены на автомобили Renault повышены дифференцированно, в зависимости от модели, причем значительно меньше по сравнению с ростом курса валют», — говорит Ян Птачек, директор компании «Рено Украина». Подорожание коснулось всех моделей за исключением семейства Megan, а цены были повышены даже на имевшиеся на складах машины 2013 г. выпуска.
Нюансы договоров
Сложившуюся ситуацию усугубляют два момента. Во-первых, многие импортеры при формировании розничных цен ориентируются не на официальный курс НБУ, а на более высокий межбанковский. Соответственно, и продаваемые ими автомобили (среди них Ford, Kia, Toyota и многие другие) подорожали более существенно, а цены на них подвергаются ежедневному пересчету на основе результатов торгов на межбанке. Так, в компании «Тойота Мотор Украина» для автомобилей Toyota и Lexus 2013 г. выпуска установлен фиксированный курс в 8,5 UAH / USD, а для выпущенных в нынешнем году по‑прежнему используется межбанковский курс.
Во-вторых, некоторые автоторговцы пытаются компенсировать потенциальные риски, закладывая в цену еще более высокий курс. К примеру, компания «Виннер Импортс Украина» 14 февраля повысила розничные цены на автомобили Ford сразу на 12 %. Однако уже на следующей неделе, оценив ситуацию на рынке и негативные последствия столь существенного подорожания, решила вернуться к первоначальному повышению цен на 5 %.
Вслед за иномарками
Автомобили украинской сборки пока не подорожали. Но отечественные производители уже заявили, что скоро пересмотрят ценники. В первую очередь подорожание грозит автомобилям, которые собираются в Украине крупноузловым методом без затрат на сварку и окраску кузовов. В их числе автомобили Skoda, которые собирают на заводе «Еврокар» в Закарпатье. «Гривневые цены на автомобили марки Skoda будут зависеть от конъюнктуры валютного рынка», — говорит генеральный директор компании «Еврокар» Марина Яковлева.
О повышении цен уже предупредили и в компании «АИС», которой принадлежит Кременчугский автосборочный завод, собирающий для украинского рынка некоторые модели Geely и SsangYong. Согласно информации официального сайта компании, рост составит не менее 10 %. Например, самый востребованный в гамме Geely седан CK-2, в середине января стоивший 59,9 тыс. грн, вырастит в цене как минимум до 65 тыс. грн.
Через месяц-два подорожание коснется и машин, которые производятся по полному циклу. «Девальвация национальной валюты может отразиться на ценообразовании продукции и национального производителя, который использует в качестве инвестиций в производство валютные кредитные линии… Цены на автомобили ЗАЗ будут расти, но меньшими темпами, чем цены на импортные авто», — сказано в официальном сообщении корпорации «Укравто».
Продажи упадут
В феврале и марте продажи автомобилей будут падать, прогнозирует директор информационной группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий и добавляет, что эта тенденция наблюдалась и в январе. «Если исключить из статистики покупку автомобилей для нужд МВД, то продажи в первом месяце зимы снизились на 2 % по сравнению с аналогичным месяцем 2013 г.», — отмечает он. Как уже ранее писал «Капитал», в январе 2014 г. было продано 10,95 тыс. новых легковушек, что на 4,29 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. Основная причина роста продаж — поставка автомобилей Toyota Prius для Министерства внутренних дел.
Усугубляет ситуацию существующая политическая обстановка. Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко добавляет, что если ситуация в стране коренным образом не изменится, то в феврале продажи могут упасть на 20‑25 % по сравнению с предыдущим месяцем.
В 2013 г. было продано 213,3 тыс. автомобилей по сравнению с 237,6 тыс. годом ранее, свидетельствуют данные «Укравтопрома».