Строительство газопровода «Южный поток» должно быть приостановлено, «пока не будет обеспечено его соответствие нормам ЕС». Такое мнение высказал еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер в рамках круглого стола по проблеме энергобезопасности ЕС, организованном Колледжем Европы в Брюгге (Бельгия).
В то же время еврокомиссар отметил, что энергонезависимость ЕС от России недостижима в краткосрочной перспективе. «Речь должна идти о мерах по укреплению энергобезопасности ЕС, однако на обеспечение его энергонезависимости потребуется значительное время», — подчеркнул он.
Еврокомиссия в ноябре прошлого года начала изучение соглашений между Россией и южными странами ЕС по строительству «Южного потока» на предмет их соответствия нормам «третьего энергопакета» ЕС, которые Россия уже опротестовала в ВТО. Как ранее заявил постпред России при ЕС Владимир Чижов, Еврокомиссия также проигнорировала тот факт, что межправительственные соглашения по «Южному потоку» были заключены еще в 2008 году — то есть за год до введения в действие «третьего энергопакета», наделив его вопреки мировой юридической практике принципом «обратной силы».
Месяц назад Еврокомиссия выдвинула второе обвинение против «Южного потока». Она заявила о «наличии сомнений» в соответствии нормам ЕС тендера на строительство «Южного потока» в Болгарии, который выиграл консорциум болгарских компаний во главе с российским «Стройтрансгазом».
Владимир Чижов обратил внимание на то, что правительство Болгарии согласилось 8 июня на приостановку работ по «Южному потоку» только после переговоров с группой американских сенаторов, в частности, с сенатором Джоном Маккейном (от штата Аризона), известным своим отношением к России.
«Компания „Стройтрансгаз“ входит в американский санкционный список против России и не входит в соответствующий список Евросоюза», — подчеркнул Владимир Чижов. По его словам, эта ситуация стала «тестом на способность ЕС проводить независимую от США политику».
«Что касается собственно претензий Еврокомиссии, то на данный момент она лишь заявила, что сомневается в соответствии условий тендера европейским нормам по конкуренции. Я не знаю деталей контракта и точных условий тендера, но я сомневаюсь, что болгарские юристы могли бы так подставиться», — высказал свое мнение Чижов. По его словам, речь идет о «чисто политическом решении».