Политические катаклизмы и порожденные ими экономические проблемы в стране, стали тем ударом по банковской системе, от которого последняя никак не может оправиться. Такое мнение в своей статье на Forbes.ua высказал бывший глава Национального банка Сергей Арбузов.
Он отметил, что как и многие другие отрасли, финансовый сектор застрял в фазе минимизации потерь, поскольку о классической прибыльной деятельности говорить примерно с середины прошлого года не приходится. Второй год подряд депозиты стремительно уходят, а активы ухудшаются. У многих банков капитал отрицательный уже сейчас, однако, и это крайне важно, «дна» они явно еще не достигли.
«Результат в целом по системе за первый квартал — 80,9 млрд грн убытков. Причем если в феврале банки сформировали резервы в значительной степени под влиянием курса доллара, подбирающегося к 30-гривневой отметке, то в марте улучшения финансового результата не произошло, несмотря на откат американской валюты на уровень 23-25 грн/$.
Также показателен разрыв между уставным и регулятивным капиталом. Если на конец 2013 года регулятивный капитал (204 млрд грн) был выше уставного (185 млрд грн), то сейчас наоборот — они разнятся в обратную сторону на 66 млрд грн. Причина в ухудшения качества активов из-за девальвации и прямой потери активов в Крыму и на Донбассе.
Арбузов отметил, что в полной мере оценить экономическую цену конфликта не может сейчас никто, но дальше убытков будет больше, ведь растет доля просроченной задолженности перед банками.
Политика же НБУ, считает Арбузов, лишь с точки зрения стороннего наблюдателя кажется правильной: чистка системы, поддержка ликвидности — шаги строго «по книжке». Однако, отметил он, отечественная реальность внесла свои коррективы: шаги были зачастую несвоевременными, а иногда и вредными. Это и напрасная поддержку банков, которые сейчас являются громадной головной болью Фонда гарантирования вкладов, и действия, которые усугубили отток вкладов и добили остатки доверия к банковской системе Украины.
«Нужно снимать валютные ограничения, срочно завершать процесс вывода неплатежеспособных банков и проводить точные и эффективные операции на рынке. Пока же процесс реорганизации банковского сектора в исполнении регулятора выглядит как отрезание хвоста собаке по кусочкам: с максимальной болью и визгом. И, самое печальное то, что конца и края ему не видно», — отметил экс-глава НБУ.