Потребительские настроения украинцев в марте снизились на 3,6 пункта (п.) — до 50,6 п. по шкале от 0 до 200, что лишь чуть выше 50,2 п. по итогам января этого года, такие данные ежемесячного исследования обнародовала компания GfK Ukraine, передает Капитал со ссылкой на Интерфакс-Украина.
«Падение индекса потребительских настроений произошло, прежде всего, из-за уменьшения индекса целесообразности осуществления крупных покупок после февральского роста. Это связано с уменьшением девальвационных ожиданий, что делает покупку впрок импортных товаров менее целесообразной, а именно эти товары и относятся к группе крупных покупок», — комментируют такие результаты эксперты GfK Ukraine.
Они уточняют, что индекс девальвационных ожиданий уменьшился на 10,43 п. — до 153 п., а индекс целесообразности крупных покупок — на 8,8 п., до 51,7 п.
В то же время индекс текущего положения также потерял 6,5 п., опустившись до отметки 44,4 п. В частности, индекс текущего личного материального положения упал на 4,2 п. — до 37,1 п, что даже хуже январского показателя.
Помимо того, индекс экономических ожиданий уменьшился на 1,6 п. — до 54,7 п., в том числе наибольшие потери понес индекс ожидаемых изменений личного материального положения — 4,3 п., до 51,3 п.
Потребители несколько улучшили свое мнение о развитии экономики страны в течение ближайшего года — на 1 п., до 44,9 п., в частности, индекс возможной безработицы упал на 8,3 п. — до 144,5 п.. Однако в отношении более длительной перспективы жители украинцы стали пессимистичнее, ухудшив ожидания развития экономики страны в течение ближайших пяти лет на 1,7 п. — до 67,8 п.
GfK Ukraine проводит выборочные исследования домашних хозяйств для определения потребительских настроений в Украине с 2000 года. Индекс за 2014 год упал с 80,3 до 52,6 пунктов. Затем к марту 2015 года он обвалился до минимума в 41,1 п., вокруг которого колебался еще два месяца, и возобновил рост только в мае. В июле индекс откатился до значения 43,2, после чего демонстрировал стабильное улучшение.