Азербайджан ведет переговоры с международными финансовыми институтами о получении кредитов и гарантий на $5 млрд для финансирования своей доли в проекте строительства газопровода «Южный газовый коридор». Об этом в интервью Financial Times заявил министр финансов Азербайджана Самир Шарифов, передает Капитал со ссылкой на РБК.
По словам министра, переговоры ведутся с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и Азиатским банком развития. По данным Financial Times, международные финансовые институты рассматривают возможность выделения Баку кредитов на сумму около $4 млрд.
«Южный газовый коридор» — газопровод для транспортировки каспийского газа в Европу через Турцию. Проект предусматривает расширение действующего газопровода Баку — Тбилиси — Эрзурум и строительство двух новых общей стоимостью $45 млрд: TANAP от восточной до западной границы Турции и TAP для поставок газа из Азербайджана в Европу. Строительство TAP началось в мае текущего года и должно завершиться к 2020 году, когда запланированы первые поставки. Акционерами TAP являются BP, азербайджанская Socar и итальянская Snam, у которых по 20%, а также бельгийская Fluxys — 19%, испанская Enagas — 16% и швейцарская Axpo — 5%.
На первом этапе по «Южному газовому коридору» в Европу планируется поставлять 10 млрд куб. м азербайджанского газа с 2020 года и 6 млрд куб. м в западные регионы Турции. В перспективе поставки могут быть увеличены за счет поставок из Туркменистана, Ирана, Казахстана и Ирака.
Проект «Южный газовый коридор» одобрен Еврокомиссией как соответствующий нормам Третьего энергопакета. Он поможет ЕС диверсифицировать поставки газа, в том числе снизить зависимость от российского «Газпрома». Его доля на европейском рынке составляет 30%. По итогам 2015 года монополия поставила в Европу около 159 млрд куб. м, из них 27 млрд куб. м — в Турцию.
Российские чиновники и «Газпром» пока не видят угрозы. Объемы поставок по «Южному газовому коридору» незначителен по сравнению с поставками «Газпрома», говорил российский министр энергетики Александр Новак. Глава «Газпрома» Алексей Миллер в конце июня 2016 года рассказывал, что монополия не будет предоставлять азербайджанской SOCAR газ по своповым операциям для «Южного газового коридора». «Сложно говорить о проектах, которых нет и непонятно, когда они появятся. „Газпром“ ведет работу в проекте „Посейдон“ (проект газопровода по дну Черного моря. — РБК), и если уж в перспективе когда-то рассматривать разменные с кем-то операции, то это должны быть проекты, к которым мы имеем отношение», — заявил он. При этом «Газпром» может нарастить поставки газа в Азербайджан с 2 млрд до 5–7 млрд куб. м, если договорится о цене, сообщил Миллер.
«Южный газовый коридор» не представляет немедленной угрозы российскому газу в Европе, считает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Однако он замечает, что после 2020 года, когда запланировано наращивание поставок, угроза серьезной конкуренции возрастает. «После 2023–2026 годов может пойти газ не только из Азербайджана, но и из Ирана, Туркменистана, а также из иракского Курдистана, где объем потенциального экспорта превышает 30 млрд куб. м в год. Тогда может быть вытеснена часть российского газа из Южной Европы, в том числе с рынка Италии», — считает эксперт.
По мнению заместителя директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, новый газопровод может стать проблемой для «Газпрома» после 2020 года. Однако аналитик не исключает, что места на рынках Европы и Турции хватит всем, если спрос и цены на топливо будут расти. По его словам, основной поток азербайджанского газа по этому проекту пойдет на юг Италии, где будет конкурировать в основном с газом из Алжира. Кроме того, если Азербайджан хочет покупать дополнительный газ в России, то ему может не хватить топлива для заполнения «Южного газового коридора».
У России могло бы быть несколько альтернативных «Южному газовому коридору» трубопроводных проектов, но основные из них пока заморожены. Один из них — «Турецкий поток», о планах строительства которого было объявлено в декабре 2014 года. Тогда предполагалось, что будет построено четыре нитки мощностью в 63 млрд куб. м газа. Однако в прошлом году проект был фактически заморожен из-за конфликта между Россией и Турцией по поводу сбитого турецкими военными российского истребителя. Официальные представители обеих стран пока не сообщали, что снова начали обсуждать проект. Миллер в июне говорил, что строительство «Турецкого потока» возможно только после письменного одобрения Еврокомиссией. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил в понедельник, что «Турецкий поток» является перспективным проектом и не отменен.