Заместитель министра аграрной политики Максим Мартынюк обнародовал промежуточные результаты эксперимента Госгеокадастра, переводящего процедуру согласования проектов землеустройства относительно отвода земельных участков на экстерриториальную основу. Его целью было избавиться от злоупотреблений в сфере, которая ранее являлась одной из наиболее коррупционных.
Для того, чтобы искоренить практику «стимулирования» специалистов, которые рассматривают земельные вопросы, в августе прошлого года стартовал эксперимент, переводящий процедуру согласования проектов землеустройства на экстерриториальную основу. Подготовить инфраструктуру удалось уже к октябрю, и 4-го октября 2016 года был согласован первый проект.
В рамках экспериментальной системы заявка на согласование проекта землеустройства пересылается специалисту, выбранному случайным образом и находящемуся в другом регионе. Проследить движение проекта и повлиять на исполнителя заказчик не в состоянии. У эксперта также нет возможности выяснить от кого поступили документы и потребовать денег, подчеркивают в МипАПК.
К марту 2017 года на согласование было отправлено 50 тысяч проектов. И 7 тысяч из них — в электронном виде. Озвучивая эти цифры, Максим Мартынюк заметил, что 14% — внушительный показатель для существующего уровня распространенности информационных технологий в земельных отношениях.
Результаты 4 месяцев эксперимента показали, что в 100% случаев заявки обрабатывались в установленные сроки — за 10 дней. За 5 дней рассматривается 70% поданных проектов. При этом в прошлом документы зависали на недели и месяцы, а заявителю приходилось искать дополнительные стимулы для их продвижения.
Число проектов, которые возвращались на доработку, сократилось. Больше не функционирует система, когда после исправления одних нарушений, эксперт находил другие, и остановить этот круговорот можно было только дополнительными «гонорарами». В такую ситуацию попадал каждый второй проект, а в некоторых регионах — абсолютное большинство.
Упразднена локальная монополия районных организаций по вопросам землеустройства. Положение дел было раскрыто после того, как Госгеокадастр поднял статистику, и выяснилось, что у части фирм 100%-ые показатели согласований, а экспертные заключения выдавались в течении одного дня. Подобный феномен объяснялся не профессионализмом сотрудников указанных контор, а их связями в местных органах земельных ресурсов. Теперь, подчеркнул Максим Мартынюк, согласование проектов осуществляется сторонними специалистами и знакомства в местных госструктурах на процесс никак не влияют.
По словам замминистра, система экстерриториального согласования уничтожила все «исторически сложившиеся» региональные особенности требований к заявкам. Он считает, что антикоррупционный эффект эксперимента сравним с введением земельных аукционов, благодаря которым были заблокированы механизмы неконкурентной передачи земельных участков, а полномочия чиновников, распоряжающихся землей, существенно сократились.