Спустя полгода после вступления в силу закона «О занятости населения» в январе 2013 г. Кабинет министров разработал порядок применения штрафов к субъектам хозяйствования за его нарушение. Соответствующий проект постановления (его копия находится в распоряжении «Капитала») правительство утвердило на своем вчерашнем заседании.
По словам министра социальной политики Натальи Королевской, чье ведомство готовило порядок, документ призван «активировать» ч. 2‑7 ст. 53 закона о занятости, где речь идет о применении штрафных санкций за отказ в трудоустройстве отдельных категорий граждан, «имеющих дополнительные гарантии в трудоустройстве». В их числе родители, воспитывающие детей до шести лет; родители-одиночки с детьми до 14 лет или детьми-инвалидами; сироты, которым исполнилось 15 лет; молодежь после окончания ПТУ или военной службы; лица, которым до пенсии осталось десять и меньше лет, а также некоторые другие категории. Действующее законодательство, предусматривает за эти нарушения штрафы в размере двух минимальных зарплат. В госбюджете-2013 минимальная заработная плата в 2013 г. установлена на уровне 1147 грн.
Проект постановления также регламентирует штрафы за нарушение порядка подачи работодателем сведений о трудоустроенных лицах в размере 20 минимальных зарплат, а также за использование труда лиц без гражданства и беженцев, что влечет санкции в размере 10‑20 минимальных зарплат в зависимости от условий оформления.
«До вступления в силу закона о занятости санкции за нарушения законодательства о труде и охране труда применялись согласно ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях», — отметил в комментарии «Капиталу» директор департамента социальной политики Федерации работодателей Украины Юрий Кузовой. Замглавы парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда Павел Розенко (УДАР) обращает внимание, что начало действия нового порядка расширит полномочия Государственной инспекции по вопросам труда, которая по закону должна рассматривать дела об административных правонарушениях и взимать соответствующие штрафы. Однако в порядке речь идет уже не об административных, а о «финансовых санкциях», которые будет накладывать ведомство.
Собственно Госинспекция по вопросам труда и ее территориальные органы, согласно порядку, наделены полномочиями по применению санкций. Выявив во время проверки нарушения законодательства о занятости, госслужащие обязаны будут составить акт и завести дело о применении штрафных санкций. Если вина работодателя будет доказана, он должен будет уплатить штраф в течение месяца со дня принятия решения. У работодателя есть право оспорить в суде решение госинспекции. В случае неуплаты санкций в добровольном порядке государство будет добиваться их уплаты в судебном порядке.
Федерация работодателей не согласна с утвержденным порядком. По словам Юрия Кузового, оспаривание санкций должно останавливать судебное решение об их уплате по крайней мере до тех пор, пока суд не вынесет решение по сути спора. Документ же предусматривает, что после вынесения инспектором решения о штрафе работодатель обязан осуществить выплаты, даже если намеревается оспорить его в суде. «А как быть, если суд удовлетворил иск работодателя и признал назначение штрафа незаконным? Когда и как будут возвращать деньги? Шансы вернуть очень низкие — ведь на момент вынесения решения суда они уже уйдут в госбюджет», — подчеркнул эксперт.