Для США защита прав интеллектуальной собственности — стратегическое направление, принесшее в 2013 г. экономике страны $ 1 трлн.
Согласно отчету International Intellectual Property Alliance, представленному в конце ноября, доля продуктов интеллектуальной собственности в структуре внутреннего национального продукта Штатов в 2012 г. составила 6,5 %.
В разработке программного обеспечения, создании аудио- и видеоконтента, книг, газет и журналов сейчас занято 5,4 млн граждан США, или 5 % сотрудников всех частных структур.
Объем экспортируемой «интеллектуальной» продукции за последний год достиг $ 142 млрд. Это больше, чем экспорт еды, сельскохозяйственной и фармацевтической продукции.
Тролли съедают экономику
Прибыльное направление привлекает не только инновационные компании, которые занимаются разработкой новых товаров и услуг, но и патентных троллей, желающих подзаработать на чужих изобретениях. «Эти люди не создают ничего нового и своего.
Они просто крадут чужие идеи и проверяют, сколько можно на них заработать», — так охарактеризовал патентных троллей президент Барак Обама во время выступления 14 февраля 2013 г. По его мнению, Америка нуждается в патентной реформе, в противном случае экономика страны будет терять сотни миллиардов в год.
По данным отчета «Инновации и регистрация патентов», подготовленного администрацией президента США, патентные тролли резко активизировались в последние годы. В 2012 г. они подали в суды 2500, или 62 % всех патентных исков в стране.
Для сравнения: в 2011 г. было 1500, или около 45 % исков, а в 2010 г. эти цифры были еще скромнее — только 29 %. Приблизительно 82 % обращений от троллей касаются патентов на программное обеспечение, в то время как среди реально работающих компаний только 30 % исков приходится на это направление.
Кто кого троллит в США
Главный юрисконсульт компании — разработчика программного обеспечения SAS Джон Босуэлл рассказал, что обычно тролли регистрируют фиктивные предприятия в странах, где аутентичность патентов не особо проверяется. Затем они оформляют патенты на уже существующие в мире модели или покупают их у прекративших существование компаний.
«Они не нанимают сотрудников, не занимаются исследованиями и даже не думают о выпуске конечного продукта», — подтвердил он. Получив патент, тролль отправляет письма всем компаниям, которые используют «его патент» с требованием денежной компенсации за это. Поскольку в США судебные издержки каждая из сторон оплачивает самостоятельно, многие предпочитают договариваться с троллями еще до суда.
62 % патентных исков в США подаются фиктивными компаниями, желающими заработать на чужих идеях
Размер этих издержек варьируется от $ 650 тыс. до $ 5 млн и выше — если сумма спора превышает $ 25 млн. Компании SAS судебный спор с троллем обошелся в $ 8 млн.
«Ради чего мы потратили свое время и эти деньги?» — задает риторический вопрос Босуэлл.
Нередко жертвами патентных конфликтов становятся компании, не имеющие непосредственного отношения к спору. Например, компания Innovatio IP — известный в США патентный тролль — потребовала от 8 тыс. отелей, баров, ресторанов и просто семейных кафе компенсацию за предоставление посетителям доступа к Wi-Fi. В суде в то время находился иск этой компании к производителю Wi-Fi роутеров — компании Cisco.
Надежда на реформы
На прошлой неделе палата представителей парламента США одобрила законопроект, призванный ограничить деятельность патентных троллей. Документ обязывает истцов подробно раскрывать в суде суть своего патента, механизм его нарушения, а также конечных собственников, заинтересованных в получении выгоды.
Это позволит выявить «подставные» компании и отмести сомнительные патенты еще на начальном этапе разбирательства. Кроме того, законопроект предполагает компенсацию судебных издержек проигравшей стороной — это позволит обращаться за помощью в суд даже самым «бедным» компаниям.
Согласно документу, также приостанавливаются все дела против пользователей технологии, в отношении производителя которой идет разбирательство (будь то кафе и бары, использующие Wi-Fi от Cisco).