Несмотря на общий экономический спад, в Украине продолжает расти объем розничной торговли. Вчера Государственная служба статистики сообщила, что в январе-ноябре этот показатель увеличился на 9,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В номинальном выражении за 11 месяцев было реализовано товаров на 793,7 млрд грн. В том числе растет и розничный товарооборот предприятий и ресторанов. За январь-ноябрь 2013 г. его показатель превысил 387,4 млрд грн, что на 5,5 % больше год к году.
Зарплата — двигатель торговли
И хотя положительная динамика розничного товарооборота сохраняется, в последние несколько месяцев наблюдается тенденция к замедлению темпов его роста. В частности, в январе-августе рост составлял 10,2 %, а в январе-сентябре — 9,8 %, в январе-октябре — 9,5 % против 11,2 % по итогам первого полугодия. Еще в начале года многие экономисты прогнозировали более сдержанный рост товарооборота в рознице, говорит аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. «Со второго полугодия 2012 г. мы наблюдаем рецессию в экономике. Безусловно, это влияет в том числе и на потребительскую активность», — объясняет эксперт. По данным Госстата, падение ВВП по итогам III квартала составило 1,3 %.
Основные факторы роста товарооборота — увеличение зарплат и стабильность цен. В октябре индекс потребительских цен увеличился на 0,2 %. В то же время по итогам 10 месяцев инфляция оказалась на нулевом уровне. Что касается зарплат, их уровень, например в августе, вырос на 9,3 % по сравнению с аналогичным месяцем 2012 г., в сентябре — на 9,1 %, в октябре — на 8,7 %. «Рост доходов населения — один из важнейших факторов, влияющих на статистику по розничным продажам. В текущем году зарплаты в позитивном росте, который хотя и замедляется, но медленнее, чем экономика в целом», — подчеркнул Жолудь.
793,7 млрд гривен составил объем розничного товарооборота за 11 месяцев 2013 г.
Как обратил внимание исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, рост розницы не всегда означает, что увеличивается и внутреннее производство. «Это мы видим на примере Украины. Внутреннее производство за первые три квартала показало минус. При увеличении розницы это значит, что растет импортная составляющая», — отметил эксперт.
Сдержанный оптимизм
Готовность украинцев продолжать тратить деньги можно объяснить и другими факторами. По данным исследования потребительских настроений, проведенного компанией GfK Ukraine, в октябре украинцы выше оценивали свое материальное состояние и были готовы делать крупные покупки. Еще одной причиной, послужившей для улучшения потребительских настроений, стало снижение на тот момент опасений относительно возможной девальвации гривни и повышения уровня безработицы.
Несмотря на отсутствие экономического роста, к концу года замедление прироста рыночного товарооборота будет продолжаться, но резкого спада все равно не произойдет, считают опрошенные эксперты. Помимо грядущих новогодних праздников, на которые традиционно приходится увеличение расходов граждан, к концу года запланированы различные социальные выплаты из госбюджета. Соответственно, товарооборот будет поддержан.