Президент Петр Порошенко 12 марта в очередной раз встретился с представителями бизнеса и ответил на заданные вопросы. Встреча прошла в рамках мероприятия «Диалог власти и бизнеса».
Бизнес представляли члены Союза украинских предпринимателей (СУП), Европейской бизнес асаоциации (ЕБА) и Американской торговой палаты. НА сцене вместе с президентом присутствовали премьер Владимир Гройсман и заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив.
Это уже третья встреча действующего президента в подобном формате. Ранее такие мероприятия проходили 14 сентября и — 1 декабря 2017 года.
Диалог проходил почти в закрытом режиме. Facebook главы государства транслировал лишь его вступительное слово. Во время ответов-вопросов видео-трансляция прекратилась.
Примечательно, что 12 марта, как и 1 декабря 2017 года, Петр Порошенко прямо перед аудиторией подписал очередной закон, который должен облегчить жизнь бизнесу.
В декабре это был закон, запрещающий давление государственных силовых органов на бизнес. В крайний раз — новые правила, регулирующие работу обществ с ограниченной ответственностью. Закон направлен на борьбу с рейдерством, защиту прав инвесторов и их наследников.
БизнесЦензор выделил три ключевых меседжа, которые дал Порошенко дал предпринимателям, отвечая на их вопросы.
Петр Порошенко: Я поддерживаю идею так называемой нулевой декларации. Мы не можем утверждать, что каждый украинец что-то скрывает, что он в чем-то виноват. В нашей ситуации намного проще дать возможность всем желающим завести деньги в Украину, заплатив за это определенный налог, и больше не прятать их, чувствовать себя гражданином свободной страны. Такая мера поможет имплементировать тот же закон о валюте. Пока это не та вещь, на которой я бы стал сейчас настаивать. Но уверен, что это тот вопрос, который можно и нужно обсуждать.
На такую инициативу президента сразу отреагировали предприниматели. Игорь Никонов в своем блоге поприветствовал это заявление. Никонов — совладелец строительной компании KAN Development, советник мэра столицы Виталия Кличко и его бывший первый зам.
По словам Никонова, «между странами заключено соглашение», в соответствии с которым в 2019 году все украинские бенефициары, которые держат счета в иностранных банках, будут раскрыты. Тогда им необходимо будет рассказывать о происхождении средств.
Якобы, если в Украине произойдет амнистия капиталов, украинские бизнесмены вернут деньги в страну, чтобы не подвергать себя риску потерять их за границей.
Видимо, бизнесмен имеет в виду Многостороннюю конвенцию о мерах по предотвращению злоупотребления налоговым законодательством (Multilateral Instrument, или MLI).
MLI — это механизм для контроля обращения средств между государствами, разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD).
Соглашение MLI разработано в рамках Плана OECD по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS).
Правда, многостороннее соглашение MLI Украиной не подписано. В последний момент украинская делегация отказалась от участия в официальной церемонии подписания этого соглашения, которая должна была состояться 24 января 2017 года в Париже.
Советник и бывший заместитель министра финансов Елена Макеева в своем Facebook раскритиковала инициативу президента.
«Налоговая амнистия и добровольное раскрытие информации — это не одно и то же. Предлагаю сначала подписать MLI в рамках Плана действий BEPS, показать политическую волю в борьбе с оффшорами, а затем анонсировать voluntary disclosure (добровольное раскрытие информации). Не надо нам никаких налоговых амнистий», — написала Макеева.
Таким образом, инициатива Порошенко о нулевой декларации скорее направлена на сохранение капиталов украинских бизнесменов, выведенных за рубеж без уплаты налогов, чем на увеличение инвестиций внутри страны.
Петр Порошенко: Я не буду вносить этот законопроект в Раду, но я остаюсь твердым приверженцем такого налога. Да, есть нюансы, но мы можем обсудить их с иностранными компаниями и профильными ассоциациями. Я готов практически на любые компромиссы. Например, можно начать внедрение налога с малого и среднего бизнеса. Разговоры о том, что это снизит налоговые поступления в бюджет, справедливы только наполовину. Да, мы потеряем в части налога на прибыль, но зато получим все то, что сейчас используется для оптимизации налогообложения. Это и роялти, и кредиты материнских структур, и курсовая разница, которую можно будет использовать в этих целях еще 5-6 лет минимум.
Инициатива введения налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль обсуждается уже давно . Ее суть в том, что пока предприниматель готов реинвестировать заработанные средства внутри страны, он может не платить налог на прибыль. Зато, когда бизнес принимает решение выводить средства из Украины, чтобы инвестировать их за рубежом, он обязан заплатить налоги государству.
Очевидно, такая модель налогооблажения крайне неприятна транснациональным корпорациям, которые работают в Украине и крупным финансово-промышленным группам, которые имеют сеть компаний за рубежом.
Сооснователь Украинского института будущего Анатолий Амелин в своем Facebook пишет, что подобные компаниии выводят средства из страны за счет процентов по кредитам, выданным связанными юрлицами из-за рубежа, роялти за использование торговых марок и трансферного ценообразования.
«Доступно ли это локальному бизнесу? Украинскому бизнесу предлагают стандартные схемы, с которых кормятся и фискалы, прокурорские и многие другие: «конверты», ФОП-СПД, «компании-одноневки», — пишет Амелин.
Против закона о налоге на выведенный капитал осторожно выступила Европейская бизнес ассоциация (ЕБА).
«Необходимо убедиться, что предлагаемый законопроект не создает лазеек для уклонения от нового налога и не предоставляет преимуществ недобросовестным плательщикам», — сказано в сообщении ЕБА.
В Ассоциации посетовали на то, что новый проект закона так и не был обнародован. Вечером 12 марта заместитель главы АП Дмитрий Шимкив в своем Facebook опубликовал ссылку на соответствующий законопроект.
«К сожалению, из-за позиции международных партнеров и компаний мы должны провести дополнительное обсуждение и поиск аргументов [продвижения законопроекта — БЦ] именно для них», — написал Шимкив.
Видимо эта позитивная для украинской экономики инициатива отложена в долгий ящик.
Петр Порошенко: Никто из силовиков на пушечный выстрел не должен подходить к бизнесу. И это главная цель создания Бюро финрасследований, которое будет на 80% заниматься аналитической работой, ведь при нынешнем развитии технологий нигде в мире экономические преступления не расследуют с помощью обысков. Законопроект о бюро уже опубликован на сайте налогового комитета парламента. В прошлый раз я на глазах у этой же аудитории я подписал другой закон — направленный против проверок бизнеса силовиками, так называемый «маски-шоу стоп».
Примечательно, что хоть ссылка на законопроект о создании Нацбюро финбезопасности (НБФБ), опубликована на сайте Комитета по вопросам налоговой политики, она ведет на персональный сайт главы Комитета — народного депутата Нины Южаниной. Именно там опубликован законопроект.
Как известно, инициатива создания такого аналитического органа обсуждается уже давно. Его создание прописано в меморандуме Международного валютного фонда. В идеале, новый орган должен заменить подразделения по борьбе с экономическими преступлениями в Генпрокуратуре, СБУ и МВД, а также Налоговую милицию.
К слову, еще в декабре 2016 года Верховной радой был принят закон, который ликвидировал Налоговую милицию. Однако та уже больше года работает вне закона.
Правительство, со своей стороны, с начала 2017 года продвигало законопроект о создании Службы финансовых расследований (СФР), которая по задумке авторов, должна была подчиняться Кабмину. Согласно нового законопроекта, НБФБ подконтрольно президенту и парламенту.
Против создания структуры формате Кабмина выступили глава профильного комитета в Раде Нина Южанина, которая ориентируется на Петра Порошенко и глава СБУ Василий Грицак, который назначается на должность президентом страны.
Очевидно, что главным камнем преткновения в создании новой структуры финансовых расследований будет то — кто станет ее контролировать.