Совет директоров Международного валютного фонда рекомендует пересмотреть фонду подход к сотрудничеству с Украиной в пользу менее крупных, но более целенаправленных программ. О таком пожелании говорится в официальном пресс-релизе МВФ, распространенном фондом после заседания совета директоров 16 декабря.
К идее об изменении принципов работы с Украиной фонд подтолкнул доклад о реализации последней кредитной программы Stand-by arrangement (SBA), которую Киев получил от летом 2010‑го.
Остановка на полпути
В 2010 г. Украина восстанавливала экономику после спада на 14,6 % в 2009 г. и продолжающегося банковского кризиса и поэтому была вынуждена обратиться в МВФ за вторым с начала глобального финансового кризиса и седьмым за всю историю сотрудничества с фондом кредитом.
В июле 2010 г. Киев получил согласие МВФ на предоставление Украине займа в $ 15,15 млрд. Рассчитанный на два с половиной года, он стал самым длинным кредитом, которые Украина получала от фонда в рамках SBA. А его сумма составляла 729 % украинской квоты, что делало его вторым самым большим займом после кредита 2008 г.
Как и предыдущий, этот кредит обязывал Кабинет министров в первую очередь сократить дефицит госбюджета, составлявший 6,3 % ВВП в 2009 г., до 3,5 % ВВП в 2011‑м и до 2,5 % ВВП в 2012‑м.
Сделать это предлагалось, в частности, за счет повышения цен на энергоносители для населения и сокращения бюджетных дотаций НАК «Нафтогаз України», а также путем проведения пенсионной реформы, которая освободила бы госбюджет от необходимости финансировать хронически дефицитный Пенсионный фонд. Кроме того, Национальный банк обещал перейти с фиксирования валютного курса гривни на гибкое курсообразование.
Однако Киев так и не получил всю обещанную сумму — МВФ приостановил выделение финансирования. «Программа быстро отклонилась от установленного курса в связи с тем, что власти страны прекратили внедрение согласованных направлений экономической политики, что свидетельствовало о том, что украинское руководство не до конца воспринимало эту программу как свою собственную», — говорится в сообщении фонда по итогам заседания его совета директоров на прошлой неделе.
В документе уточняется, что препятствием для выполнения SBA-2010 стали те же проблемы, что и ранее (в частности, нежелание Украины, которая рассчитывала на возможность договориться о снижении цены на импортный газ с Россией, повышать цены на энергоносители для населения). Еще одним яблоком раздора стало требование МВФ о переходе к более гибкому режиму обменного курса.
Второй и последний транш SBA-2010 МВФ выделила Украине в декабре 2010 г. После этого Киев еще успел в первой половине 2011 г. утвердить пенсионную реформу, которую МВФ называет одним из достижений этой программы, но ее принятия оказалось недостаточно для получения третьего транша. С тех пор фонд заморозил кредитование Украины. Весь 2012 г. Киев и МВФ провели в состоянии взаимного игнорирования и лишь в 2013 г. возобновили переговоры, причем уже не о пролонгации замороженной кредитной линии, а о выделении новой.
Новый формат
Исходя из опыта сотрудничества с Украиной, МВФ в будущем может предоставлять финансовую поддержку в меньших объемах и под конкретные целевые реформы.
«Соглашения, предусматривающие менее объемный доступ к ресурсам, сосредоточенные на решении критически важных вопросов в определенных сферах экономики, могут иметь более хорошие перспективы успешного выполнения», — полагают в МВФ. Впрочем, о том, что какие‑то конкретные решения относительно изменения формата сотрудничества с Украиной были приняты, в пресс-релизе ничего не сообщается.
«По сути, МВФ оставляет возможность для возобновления сотрудничества», — делает вывод из сообщения фонда руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. Однако теперь кредиты МВФ Украине могут поменять параметры — станут меньше и будут направлены на реализацию каждой конкретной реформы.
Хотя, подчеркивает Ваврищук, МВФ, в отличие от Всемирного банка, не предоставляет поддержку отдельным отраслям или инфраструктурным проектам. В любом случае, сегодня для правительства Украины, договорившегося с Россией о займе в $ 15 млрд путем выпуска двухлетних еврооблигаций, такая смена формата некритична. Но со временем, считает эксперт, все может пойти по-другому.