Идеальный политик голосует за все расходы и против всех налогов, шутят американцы. Украинские политики близки к «идеальным». Они часто «раздувают» бюджеты и забывают, что в интересах общества государству лучше распоряжаться меньшим объемом средств, но тратить их более эффективно. Ведь средства бюджета — это уплаченные гражданами налоги.
На прошлой неделе Минфин отчитался об использовании государственных денег в 2017 году. Поддержка населения в связи с повышением тарифов, увеличение расходов на безопасность и оборону, и повышение социальных выплат — среди главных достижений госбюджета-2017. Можно ли выполнить те же функции, потратив меньше? При каких условиях 1,5 трлн. грн государственных расходов могут принести максимальную пользу в 2018 году? Частично ответ даст обзор государственных расходов — новый инструмент, который правительство приняло в конце февраля. А пока этот механизм внедряется, приведем 5 самых ярких примеров неэффективности, обнаруженных в государственных финансах.
В этом году почти 75 млрд грн или 2,2% ВВП планируют потратить на субсидии. По результатам опроса домохозяйств, богатые получают больше субсидий, чем бедные. В 2016 году 10 млрд грн приходилось на 20% самых бедных семей, а богатые 20% получили 15 млрд грн (расчеты ЦЭС по данным Госстата) — в среднем на 100 грн/месяц больше, чем бедные. Это означает, что часть этих средств не выполняют свою функцию — помогать людям с низким доходом платить за коммунальные услуги. К тому же значительные расходы на субсидии показывают, что во время противостояния с Россией и чрезвычайно высоких «газовых» рисков приоритеты правительства остаются на стороне «проедания», а не инвестиций в энергосбережение. Только 2 миллиарда будут направлены на утепление зданий, около 120 тыс. семей получат помощь на утепление в этом году, тогда как около 7 млн семей получают субсидии. С такими темпами, чтобы помочь всем субсидиантам утеплить свое жилье, государству понадобится 58 лет. Для повышения эффективности необходимо создать базу получателей субсидий, а также мотивировать украинцев утеплять дома; в перспективе субсидии нужно монетизировать.
Очевидно, что расходы на оборону в воюющей стране должны оставаться приоритетом — в 2018 они составят 88,6 млрд. грн, или 2,6% ВВП. Но на деятельность МВД, судов и прокуратуры в этом году будет потрачено даже больше, чем на оборону — 109 млрд грн. Украина содержит целую «армию» прокуроров (их у нас в три раза больше, чем в странах ЕС). При этом, 74% украинцев этой «армии» не доверяют (согласно исследованию Центра Разумкова, проведенного в октябре 2017 года).
По сравнению с прошлым годом расходы на социальные стипендии уменьшены на треть — с 992 до 631 млн грн. Этот вид стипендий выплачивается только 7% студентов. Проблема в том, что единственным критерием их назначения является наличие у студента льгот, а вовсе не низкий доход семьи. Поскольку льготы предоставляются не по критерию дохода, а по категориям, то их могут получать дети из сравнительно обеспеченной семьи. А малообеспеченные студенты, которые «не дотягивают» до академической стипендии, не получают никакой помощи от государства. Чтобы поддерживать исключительно тех, кому помощь необходима, социальные стипендии должны предоставляться по критерию низкого дохода родителей.
Ярким примером неэффективности предоставления государственной поддержки отдельным производителям была ситуация, когда за январь-октябрь 2017 крупнейший производитель курятины «Мироновский хлебопродукт» получил 1,4 млрд. грн дотаций. Это 30% от всех аграрных дотаций за год. И это при том, что это предприятие успешно экспортирует продукцию, его чистая прибыль за 9 месяцев 2017 составил 7 млрд грн, а акционерам были выплачены дивиденды в сумме 80 млн долларов. Как видим, происходит дотирование рентабельных и конкурентоспособных предприятий и отраслей (для сравнения, поголовье птицы в 2017 году выросло, а всех остальных видов — уменьшилось). В этом году широкая поддержка животноводства продолжится — на нее выделено 4 млрд грн. Из этих средств, в том числе, производители смогут получить до 30% компенсации за строительство и реконструкцию животноводческих ферм.
После национализации Приватбанка в декабре 2016 года государство доминирует во всех сегментах банковских услуг. Недостатки такого положения вещей очевидны: государственные банки в Украине работают не более эффективно, чем частные, но всегда рассчитывать на государственную поддержку. Они выдают кредиты крупным бизнес-группам, которые не всегда их возвращают. Именно потому, что доля рисковых кредитов в государственном Ощадбанке критически увеличилась, в конце прошлого года правительство докапитализировало его почти на 6 млрд грн. НБУ прогнозирует, что государственные банки будут требовать докапитализации из бюджета и в дальнейшем.
Как же свести к минимуму расходы средств украинцев? Во-первых, ограничить ресурс, находящийся в распоряжении правительства (оптимально — до 37% ВВП с нынешних 44,5%). Это мотивирует распорядителей бюджетных средств быть экономнее. Во-вторых, вместо поддержки отдельных предприятий и отраслей надо улучшать бизнес-климат. В-третьих, каждый государственный орган должен повышать качество своей работы. А государственная помощь должна предоставляться в справедливых объемах и только тем, кто в ней действительно нуждается.