Местные власти могут лишиться права определять места торговли алкогольными напитками и пивом. Об этом сказано в проекте постановления Кабмина, обнародованном на сайте Министерства экономического развития и торговли. У местных властей останется право устанавливать режим работы торговых точек с алкоголем, но придется согласовывать решения с собственниками объектов. Сейчас регулировать время работы магазинов горсоветы могут самостоятельно.
А еще Минэкономики предлагает ослабить запрет на реализацию алкоголя при проведении спортивных мероприятий. Ограничения коснутся лишь закрытых помещений, но и в них планируют разрешить продажу пива в пластиковой таре. Согласно пояснительной записке, документ призван пресечь возможные конфликты между производителями, торговцами, контролирующими органами и местными властями, чтобы предотвратить закрытие торговых точек, тенизацию отрасли и сокращение поступлений в бюджет.
Лишение горсоветов права регулирования мест продажи алкоголя вряд ли спасет отрасль от ухода в тень, уверен президент Ассоциации работодателей Львова Зеновий Бермес. «Те, кто захочет этим заниматься, найдут варианты для нелегальной торговли», — говорит он. По словам Бермеса, около 30 % алкогольных напитков и пива в стране продается нелегально, а 20 % от этого количества — через киоски. В прошлом году, по данным Государственной службы статистики, было произведено 375,9 млн далл алкогольных напитков и пива.
Производители к инициативе министерства относятся положительно. В некоторых ситуациях местные власти, накладывая запрет на торговлю, не просчитывают последствия, рассказывает «Капиталу» директор по корпоративным связям компании Efes Ukraine Валентин Бойницкий. «Стратегию и системные рычаги работы рынка эффективнее определять на национальном уровне, в рамках общенационального подхода к регулированию торговли алкогольными напитками и пивом», — говорит он. Самым зарегулированным городом гендиректор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко называет Львов. Там запрещено употреблять слово «алкоголь» на внешних рекламоносителях и в торговых точках.
Крупные производители сетуют на то, что в некоторых регионах власти лоббируют интересы местных производителей алкоголя, навязывая их продукцию дистрибьюторским компаниям и местным торговым точкам. «Подобные ограничения приводят к потерям в объемах продаж крупных легальных производителей, реализующих свою продукцию через официальные каналы сбыта», — говорят в компании Nemiroff.
Норма о разрешении торговли пивом на стадионах поспособствует детенизации рынка, считает Кишко. «Пиво сейчас продается на стадионах, но незаконно. Легализация продаж этого напитка в местах проведения спортивных мероприятий поможет снизить уровень подпольной торговли», — поясняет он. Впрочем, этот канал сбыта является имиджевым, говорит Бойницкий, поэтому прибыль пивоваров не увеличится.
Положение документа о согласовании режима работы торговых точек собственником и местными властями, говорит Бойницкий, поможет рынку в планировании продаж. «Если в каком‑либо регионе местные власти сочтут необходимым каким-то образом изменить режим работы торговых точек — наиболее оптимальным решением будет договориться об этом с собственниками предприятий торговли», — поясняет директор Efes Ukraine и добавляет, что внезапные запреты или ограничения в одностороннем порядке очень затрудняют ведение бизнеса.