Кабмин определил 73 государства, операции с которыми будут отслеживаться налоговыми органами в рамках закона о трансфертном ценообразовании. Соответствующий проект распоряжения правительство приняло вчера на своем заседании (копия есть в распоряжении «Капитала»). Разработчик документа — Министерство доходов и сборов.
Составляя список, ведомство обращало внимание на те государства, в которых ставки налога на прибыль на пять и более процентов ниже, чем в Украине, сказано в пояснительной записке к проекту распоряжения.
Список похудел
Закон о трансфертном ценообразовании (ТЦО) вступил в силу 1 сентября этого года. Согласно ему Миндоходов вправе контролировать внешнеторговые операции на суммы более 50 млн грн, совершаемые резидентами Украины. Для того чтобы закон заработал в полную силу, и необходим перечень таких государств.
Как ранее отмечал министр доходов и сборов Александр Клименко, введение контроля обеспечит дополнительные поступления в бюджет в размере 5‑7 млрд грн уже по итогам первого года действия закона. В 2015 году эта цифра, по прогнозам министра, может увеличиться до 12 млрд грн.
Это уже вторая редакция перечня государств, разработанного Министерством доходов и сборов. В отличие от предыдущего списка, в котором было 92 страны, из нового были исключены такие европейские страны, как Литва, Латвия, Германия, Венгрия и Словения. Из списка исчезли также Гонконг, Беларусь, Ботсвана, Палестина, Таджикистан, Туркменистан, Иордания, Ирак, Кувейт, Маврикий, Фиджи.
По итогам отбора в перечне оказались такие общепризнанные налоговые гавани, как Лихтенштейн, Люксембург и Кипр, а также Ирландия, Швейцария, Молдова, Албания, Виргинские острова, США и Британские Виргинские острова, Грузия, Болгария. В списке оказались также ОАЭ, Сингапур, Каймановы острова, Марокко, Мальта, Узбекистан и Черногория.
Спорные вопросы
Предыдущий список вызывал массу вопросов у бизнеса. В частности, в него была включена Германия, что было следствием технического просчета, так как эффективная ставка налога была выше, чем в Украине, напоминает Ярослав Абрамов, советник практики корпоративного права, M&A международной юрфирмы Integrites.
Спорной страной считалась и Португалия. В целом по стране налог на прибыль 25 %, в регионе Азоры 17,5 % и только в автономном регионе Мадейра — 0 %. В нынешней редакции документа фигурирует только Мадейра, а не вся Португалия.
7 млрд гривен могут составить поступления в государственный бюджет Украины от применения норм закона о трансфертном ценообразовании уже в 2014 году
Несмотря на то, что некоторые спорные моменты удалось устранить, новая версия списка также вызвала у экспертов замечания. «Из числа исключенных государств Латвия, Гонконг, Венгрия и Германия безусловно заслуживают внимания в целях ТЦО, поскольку широко используются в целях сделок на условиях «arm’s length» (правила налогообложения связанных между собой компаний — «Капитал»)», — считает Ярослав Абрамов.
По мнению эксперта, непонятна логика исключения из перечня, например, Латвии с ее ставкой в 10 % или Маврикия с Фиджи, которые позволяют иметь нулевую ставку. Здесь, по словам Абрамова, чувствуется как заинтересованность определенных бизнес-групп в освобождении классических транзитных торговых юрисдикций — Гонконга и Латвии, — так и очередное «приглашение» бизнеса к диалогу.
«Ведь в списке остались не только Кипр, который все еще пользуется популярностью в торговых схемах, но и, например, Мальта, где налог на прибыль составляет 35 %, и Ирландия. С этими странами Украина лишь недавно подписала конвенции об избежании двойного налогообложения, и они вряд ли адекватно воспримут такой шаг со стороны Киева», — отмечает эксперт.
Сокращение списка стран, операции с которыми будут подлежать контролю, партнер, руководитель налоговой практики Baker Tilly Рустам Вахитов называет однозначно позитивным сигналом для бизнеса. По его мнению, исключение из списка ряда европейских стран тоже вполне логично.
«Однако в некоторых из них, например той же Латвии, Великобритании, есть возможность для нулевого налогообложения торговых партнерств, не являющихся налогоплательщиками. В связи с этим было бы логично включать в список не просто юрисдикции, а юридические лица / режимы в этих юрисдикциях», — отмечает эксперт. Если говорить, о европейских странах, которые исключены из списка, то согласно официальным данным, за январь-октябрь этого года на них приходится около 9 % экспорта из Украины и порядка 17 % импорта. «Это немало», — отмечает Вахитов.
По прогнозам эксперта, после появления этого списка финансовые потоки начнут меняться. Так, по его словам, если в перечне останется Швейцария, то высока вероятность, что предприятия, которые работают через нее, начнут модифицировать структуру своего бизнеса и в цепочке Украина — Швейцария внедрять промежуточные компании не из стран «черного» списка, например Великобритании.