Курс гривны в случае прекращения Украины сотрудничества с МВФ уже в 2018 году может достичь 31,8 грн за доллар. А если ситуация дополнится падением цен на металлы, то национальная валюта упадет до отметки 40,8 грн за доллар. Такие прогнозные сценарии содержатся в рабочих материалах на тему «сценарии без МВФ», которые Национальный банк подготовил по требованию Совета НБУ и которые были представлены еще весной.
Накануне отдельные фрагменты соответствующих материалов были опубликованы в СМИ и вызвали определенную обеспокоенность.
Сценарии были подготовлены еще до того, как Верховная Рада проголосовала за создание Антикоррупционного суда. А решение этого вопроса, как известно, было одним из ключевых для продолжения сотрудничества Украины с МВФ. Поэтому пессимистические сценарии НБУ с курсом 40 грн за доллар отражали озабоченность регулятора относительно возможного срыва сотрудничества с международным кредитором. Впрочем, Антикоррупционный суд не единственное требование МВФ: дальнейшее сотрудничество с Фондом зависит от того, будут ли повышены тарифы на газ для населения.
Курс гривны
Согласно презентации, базовый сценарий, при котором Украина и в дальнейшем будет сотрудничать с МВФ, а цены на металлы на мировом рынке не будут падать, предполагает, что средний курс гривны к доллару в 2018 году будет на уровне 26,5, а в 2019 году — 27 грн за доллар. В случае прекращения сотрудничества с МВФ национальная валюта в конце 2018 году опустится до отметки 31,8 грн за доллар, а в конце 2019 — до 33,7.
Еще более сложная ситуация ожидается в случае, если прекращение сотрудничества с Фондом будет сопровождаться одновременным падения цен на металлы. В таком случае в 2018 году гривна может упасть до уровня 40,8 грн за доллар, а к концу 2019 укрепится до уровня 39,4 грн за доллар.
Индекс потребительских цен, согласно базовому сценарию НБУ, должен вырасти на 8,9% в годовом выражении по итогам 2018 года. Без сотрудничества с МВФ он достигнет 13,1%, а если это дополнится падением цен на металлы, то инфляция составит 17,5%.
Цены
В 2019 году, согласно базовому сценарию, инфляция должна составить 5,8%. Без МВФ она может достичь 13,2%, а в случае отсутствия сотрудничества с МВФ и падения цен на металлы, цены вырастут на 17,6%.
Запасы валюты
Международные золотовалютные резервы (ЗВР) при отсутствии сотрудничества с МВФ уже в 2018 году могут упасть до 15,4 млрд долларов, а в 2019 они составят 9 млрд долларов. Если отсутствие сотрудничества с МВФ дополнится падением цен на металлы, то в 2019 году ЗВР снизятся до 7,4 млрд долларов.
Бюджет
В презентации также отмечается, что отсутствие программы с МВФ делает невозможным привлечение средств в ЕС и Всемирном банке, а с учетом снижения аппетита международных инвесторов к долгам развивающихся стран, выпуск Украиной еврооблигаций в сценарии без МВФ в 2018-2019 годах маловероятен.
НБУ также отмечал, что в результате правительство может столкнуться с бюджетными проблемами уже во втором квартале этого года. Так, при отсутствии размещения еврооблигаций, валютный счет правительства снизится до нуля уже в июне и для выполнения внешних обязательств до конца года не хватает 2 млрд долларов.
Девальвация
На фоне бюджетных проблем и прекращения программы МВФ могут существенно усилиться панические настроения населения, что приведет к стремительной девальвации гривны (в условиях, когда НБУ будет вынужден экономить валютные резервы, учитывая значительные выплаты по внешнему долгу в 2019 году).
По мнению НБУ, девальвация усилит долговую нагрузку на правительство и частный сектор.
Долги
Новая реструктуризация внешнего государственного долга (дефолт) — почти неотвратима. С высокой вероятностью могут возникнуть проблемы в банковской системе. В условиях усиленного давления на обменный курс и рост инфляции, НБУ будет вынужден проводить жесткую монетарную политику, что негативно повлияет на экономический рост и может привести к рецессии.
Впрочем, это лишь прогнозные сценарии, которые готовились еще весной.
На запрос журналистов НБУ официально не подтвердил и не опроверг наличие таких сценариев.
«Национальный банк как регулятор, отвечающий за обеспечение ценовой и финансовой стабильности, на системной основе и в рабочем порядке рассматривает различные сценарии развития ситуации в экономике и финансовом секторе, чтобы принимать наиболее эффективные решения», — сообщили в НБУ.
В регуляторе отметили, что в «Итогах дискуссии членов комитета монетарной политики относительно уровня учетной ставки», опубликованных по результатам заседания комитета 23 мая 2018, было отмечено, что Национальный банк рассматривает два различных сценария, которые зависят от проведения структурных реформ и дальнейшего сотрудничества с Международным валютным фондом.
Один из них — базовый и наиболее вероятный — предполагает, что реформы будут осуществлены и сотрудничество с Фондом продолжится.
Также Национальный банк изучает и потенциальные, но менее вероятны альтернативные прогнозные сценарии, в основу которых заложено предположение об отсутствии реформ и финансовой поддержки официальных кредиторов в комбинации с различными другими факторами, в том числе изменениями ситуации на внешних рынках.
«С учетом этих сценариев Национальный банк отмечал и продолжает подчеркивать важность проведения структурных реформ, необходимых для дальнейшего сотрудничества с МВФ, с целью обеспечения макрофинансовой стабильности и устойчивого экономического роста», — отметили в НБУ.
«При любом прогнозировании стандартная процедура, при которой существует несколько вариантов развития событий. Так, если цены на сырье упадут, а кредит мы не получим, но при этом цены на нефть продолжат даже слабый рост, то курс может выйти далеко за 30», — объясняет член Украинского финансового общества Виталий Шапран.
«Однако сейчас этой тенденции мы не видим, на сырьевых рынках пока полный штиль, и не факт что они будут развиваться дальше по отрицательному для нас сценарию», — добавляет он.
По его мнению, к дальнейшему сотрудничеству с МВФ также нужно подходить взвешенно.
«Вокруг НБУ очень много желающих, чтобы МВФ остался любой ценой — те, кто получает косвенные выгоды от присутствия Фонда. Именно они могут перегибать палку с прогнозам, и фактически промотируя Фонд», — отмечает Шапран.
«Моя позиция такова: работа Украины с Фондом — это очень важная вещь, но при благоприятной конъюнктуре нам всем лучше сто раз подумать, прежде чем подписываться на повышение цен на газ», — добавляет он.
На вопрос, почему Шапран выступает против повышения цен на газ, аналитик отвечает так:
«Потому что это инфляция, бюджетный дефицит и недовольное население перед выборами. Тем более нет четкого понимания, почему при низкой себестоимости добычи собственного газа, население за газ от госкомпаний должен платить в 10-15 раз больше себестоимости».