После встречи президентов США и РФ в Хельсинки 16 июля произошли значимые подвижки по нескольким направлениям. Сегодня мы разберем «размен», напрямую задевающий Украину.
ЧАСТЬ I: Американский СПГ vs «Северный поток-2» – компромисс, за который заплатит Восточная Европа и который делает ненужной украинскую ГТС.
Судя по стремительности развития событий, данный вопрос, похоже, был наиболее детально проработан командами президентов США и РФ, что, впрочем, объясняется минимальным количеством субъектов, участвующих в стратегическом решении «газовой» проблемы. Кроме Вашингтона и Москвы реальным «игроком» на условном «едином рынке газа» [трубопроводного и сжиженного] является Берлин, который получил свой «бонус» уже на брифинге 16 июля – сразу же после саммита в Хельсинки Дональд Трамп не очень вежливо и дипломатично, но вполне четко заявил в отношении трубопровода «СП-2»: «Не уверен, что это лучше для интересов Германии или нет, но это их решение, и мы будем конкурировать». При этом он напомнил, чтона завершившемся буквально накануне [11-12 июля] саммите НАТО он «обсудил этот вопрос с Ангелой Меркель в довольно-таки жёстких тонах».
Впрочем, необходимо помнить, что в эпатажных действиях и заявлениях Дональда Трампа содержится немалая доля театральности и игры на американского зрителя. И это становится все актуальнее по мере приближения промежуточных выборов в Конгресс 4 ноября 2018 года, на которых республиканцы попытаются сохранить большинство в обеих палатах.
Так, мы помним яркие и крайне жесткие заявления президента США накануне упомянутого выше саммита НАТО о необходимости повысить расходы на оборону для всех стран НАТО до 2% от ВВП с повышением планки требований в какой-то момент до 4%. По итогу Дональду Трампу есть о чем отчитаться перед своими избирателями: саммит НАТО в своем итоговом документе таки поддержал увеличении расходов на оборону стран-участниц до 2% от ВВП к 2024 году! И кто там обратит внимание на тот нюанс, что это решение было подготовлено и согласовано всеми странами-участниками задолго до саммита Североатлантического альянса?!
На самом деле, «добро» на «СП-2» Вашингтон дал в последних числах июня с.г. – уже 29 июня представитель Минэкономики Германии Анника Айнхорн на брифинге заявила, что Германия получила от США гарантии того, что новый санкционный закон США пока не будет вводиться в отношении российского газопровода «Северный поток-2». Конечно же, оговоркой «пока» нельзя пренебрегать, но, на тот момент это означало, что в переговорном процессе финальную точку должны поставить президенты США и РФ.
Ключевые моменты «сделки» были обозначены во время встреч Министра энергетики РФ Александра Новака с Министром энергетики США Риком Перри, главой Минфина США Стивеном Мнучиными заместителем председателя Еврокомиссии и еврокомиссаром по вопросам энергетики Марошем Шевчовичем в кулуарах WorldGasConference в Вашингтоне 26 июня. На встречах обсуждали «замороженные» из-за санкций совместные проекты российских и американских компаний [ExxonMobil, Schlumberger, Halliburton и др.] в т.ч. – на арктическом шельфе и, в целом, влияние санкций на сотрудничество США и РФ в энергетике. Конкретикой, разумеется, стал «Северный поток-2» и трехсторонние переговоры в формате Брюссель – Киев – Москва по вопросу сохранения транзита через Украину.
При этом г-н Новак приехал в Вашингтон с венской встречи формата «ОПЕК+» [22-23 июня], где он выступал сопредседателем, и на которой было принято, вопреки противодействию Ирана, решение, на котором настаивал Дональд Трамп – увеличение картелем добычи на 1 млн. барр. в сутки.
Что же касается Мароша Шевчовича, то он накануне переговоров [25 июня] в ходе заседания Атлантического совета предупредил США, что Евросоюз будет вынужден защищать свои экономические интересы, если США введут санкции против европейских компаний, участвующих в строительстве СП-2.
Похоже, что все ингредиенты этого «энергетического коктейля» были смешаны во время вашингтонских встреч в компромиссных пропорциях, и это было, судя по всему, зафиксировано во время визита в Москву 27 июня советника Дональда Трампа по национальной безопасности Джона Болтона.
А дальше последовал типичный для 45-го президента США моноспектакль на тему «Последний раз спрашиваю – где доля для американского сжиженного газа в Европе?!», который шел параллельно с действом «Когда, сукины дети, вы начнете тратить на оборону 2% от ВВП?!». Вполне предсказуемым финалом стало позволение Берлину строить СП-2 и заключительный аккорд [с той же хельсинкской пресс-конференции]: «Вы знаете, Соединённые Штаты сейчас или в ближайшее время будут, но уже сейчас являются самым крупным государством в мире нефти и газа. Мы продаём сжиженный газ, мы должны конкурировать с трубопроводом, и мы будем конкурировать успешно, хотя у них есть некоторое преимущество.»
Красноречивое послесловие в этой истории было за Германией. С одной стороны, компания Nord Stream 2 начала укладывать первые трубы «СП-2»: судно-трубоукладчик Castoro10 в ночь на 25 июля приступило к работам на наземной стыковочной станции под Любмином в Грайфсвальдском заливе. С другой, – в эти же дни Берлин подтвердил строительство первого в Германии терминала для приема СПГ в Брунсбюттеле [Шлезвиг-Гольштейн].
СПРАВКА
Городок Брунсбюттель имеет стратегическое месторасположение в устье реки Эльбы, он является отправной точкой Северо-Балтийского канала, соединяющего Северное и Балтийское моря. Реализовать проект по строительству СПГ-терминала в Брунсбюттеле намерена германо-голландская German LNG Terminal GmbH. Федеральное правительство и власти земли Шлезвиг-Гольштейн оказывают полную поддержку предстоящему строительству.
Стоимость терминала мощностью до 5 млн. тонн СПГ [эквивалент примерно 3 млрд. куб. м.] составит $600 млн., запуск запланирован на 2022 год.
Впрочем, решение о строительстве терминала в Брунсбюттеле было принято еще в марте, о чем в апреле упоминал Bloomberg, и это лишний раз подтверждает тот факт, что Дональд Трамп играет главные роли только в политических драмах с заранее прописанным happy end…
Целый ряд вполне уважаемых экспертов утверждают, что эти $600 млн. – цена со стороны Германии за «добро» Трампа на строительство «СП-2». Они указывают, что никаких экономических причин для строительства СПГ-терминала у Германии нет, и ссылаются на неудачный опыт Польши [Свиноуйсьце] и Литвы [плавучий терминал «Indepedence»], которые до сих пор не могут загрузить свои терминалы на полную мощность.
Всего же в Европе 26 действующих терминалов: в Испании – 7, в Великобритании – 6, во Франции – 4, в Италии – 3, в Нидерландах, Греции, Португалии, Бельгии, Польше и Литве – по 1. Их суммарная мощность составляет 235 млрд. кубов, тогда как в 2017 году в Европу было поставлено всего 55 млрд. кубов СПГ – 23% от общих мощностей.
Возможно, эксперты и правы: глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер согласился лишь на декларативное упоминание увеличения импорта из США сжиженного природного газа в ЕС плюс готовность европейцев обсудить возможность предоставления определенным американским компаниям права поставлять СПГ в Европу без получения обязательных лицензий.
Но, имеется и другой вариант развития событий, который кажется автору более вероятным, ибо несет экономическую выгоду всем трем сторонам «сделки» вокруг «СП-2» и американского СПГ. Начало строительство Германией СПГ-терминала, скорее всего, связано со стратегическим разделом рынка газа Европы между США и РФ, причем Москва ограничивает свои аппетиты вводом мощностей «СП-2» и «Турецкого потока», а весь прирост европейского спроса покрывает США за счет СПГ.
Откуда ожидается прирост спроса? – В первую очередь ввиду сокращения предложения:
1) Нидерланды отказываются от добычи природного газа и к 2030 году полностью выводят из эксплуатации знаменитое Гронигенское месторождение, – по причине вызываемых им многочисленных землетрясений в регионе и жалоб местных жителей [это – официальная версия, озвученная премьер-министром Нидерландов Марком Рютте].
Закрытие идет ударными темпами – с 53 млрд. кубов в 2013 году добыча была сокращена до 24 млрд. в 2017, а в 2022 планируется добыть менее 12 млрд.
2) Добыча в Северном море находится на пике и может лишь немного увеличиваться, а с 2022 года прогнозируется медленный спад;
3) Германия закрывает до 2022 года 7 ныне действующих энергоблоков АЭС общей мощностью 9,5 ГВт, что составляет 13,1 % электроэнергии в стране;
4) Экологическая «программа-максимум» только одной Германии состоит в закрытии 20 самых старых электростанций, работающих на буром угле, общей мощностью 8,4 ГВт до 1 января 2020 года. Аналогичных мер «зеленые» и евробюрократы требуют и от Польши, но те [пока?] не намерены отказываться от угольной генерации.
Все это создает серьезную «дыру» в энергетическом балансе Германии и ЕС в целом, которую и должны закрыть поставки американского СПГ. Не исключено, что благодаря этим поставкам будут полностью задействованы мощности не только строящегося немецкого терминала, но и польского, и литовского и еще некоторых. При этом, Германия свою «дыру» закроет более дешевым российским трубопроводным газом, а вот на рынки Польши, Украины и стран Балтии придет более дорогой американский СПГ. [Разумеется, американский газ будет поставляться и на Иберийский полуостров, и в Южную Европу, просто эти регионы в «энергетическом смысле» никак не связаны с Украиной.]
А если американского СПГ не хватит, то его – по замещению – доставят из российского Ямала или Усть-Луги [в последнем случае СУГ – сжиженный углеводородный газ].
Самое печальное в этой «сделке» не то, что ее оплатят потребители из Восточной Европы, а то, что дополнительные поставки СПГ из США окончательно «добивают» украинскую ГТС, делая транзит через нее российского газа избыточным с точки зрения баланса спроса и предложения. Вычитая ожидаемые в ближайшие годы дополнительные поставки американского СПГ в Германию и Восточную Европу из объема «остаточного» [после запуска «СП-2» и «Турецкого потока] транзита по украинской ГТС, мы неотвратимо приближаемся к нулю.
Впрочем, автор еще раз предупреждает, что он рассматривает худший для Украины вариант «сделки» между США, РФ и ФРГ. Возможно, реальность не столь печальна… Например, если оправдается прогноз Timera Energy о резком падении внутренней добычи в ЕС – с 253 млрд. кубов в 2017 году до 150 млрд. кубов к 2030 году, то украинский транзит российского газа может оказаться вполне востребованным.
Окончание следует