Думки

анализ

Вместо одной «большой сделки» – много маленьких

Вместо одной «большой сделки» – много маленьких

После встречи президентов США и РФ в Хельсинки 16 июля произошли значимые подвижки по нескольким направлениям. Сегодня мы разберем «размен», напрямую задевающий Украину.

ЧАСТЬ I: Американский СПГ vs «Северный поток-2» – компромисс, за который заплатит Восточная Европа и который делает ненужной украинскую ГТС.

Судя по стремительности развития событий, данный вопрос, похоже, был наиболее детально проработан командами президентов США и РФ, что, впрочем, объясняется минимальным количеством субъектов, участвующих в стратегическом решении «газовой» проблемы. Кроме Вашингтона и Москвы реальным «игроком» на условном «едином рынке газа» [трубопроводного и сжиженного] является  Берлин, который получил свой «бонус» уже на брифинге 16 июля – сразу же после саммита в Хельсинки Дональд Трамп не очень вежливо и дипломатично, но вполне четко заявил в отношении трубопровода «СП-2»: «Не уверен, что это лучше для интересов Германии или нет, но это их решение, и мы будем конкурировать». При этом он напомнил, чтона завершившемся буквально накануне [11-12 июля] саммите НАТО он «обсудил этот вопрос с Ангелой Меркель в довольно-таки жёстких тонах».

Впрочем, необходимо помнить, что в эпатажных действиях и заявлениях Дональда Трампа содержится немалая доля театральности и игры на американского зрителя. И это становится все актуальнее по мере приближения промежуточных выборов в Конгресс 4 ноября 2018 года, на которых республиканцы попытаются сохранить большинство в обеих палатах.

Так, мы помним яркие и крайне жесткие заявления президента США накануне упомянутого выше саммита НАТО о необходимости повысить расходы на оборону для всех стран НАТО до 2% от ВВП с повышением планки требований в какой-то момент до 4%. По итогу Дональду Трампу есть о чем отчитаться перед своими избирателями: саммит НАТО в своем итоговом документе таки поддержал увеличении расходов на оборону стран-участниц до 2% от ВВП к 2024 году! И кто там обратит внимание на тот нюанс, что это решение было подготовлено и согласовано всеми странами-участниками задолго до саммита Североатлантического альянса?!

На самом деле, «добро» на «СП-2» Вашингтон дал в последних числах июня с.г. – уже 29 июня представитель Минэкономики Германии Анника Айнхорн на брифинге заявила, что Германия получила от США гарантии того, что новый санкционный закон США пока не будет вводиться в отношении российского газопровода «Северный поток-2». Конечно же, оговоркой «пока» нельзя пренебрегать, но, на тот момент это означало, что в переговорном процессе финальную точку должны поставить президенты США и РФ.

Ключевые моменты «сделки» были обозначены во время встреч Министра энергетики РФ Александра Новака с Министром энергетики США Риком Перри, главой Минфина США Стивеном Мнучиными заместителем председателя Еврокомиссии и еврокомиссаром по вопросам энергетики Марошем Шевчовичем в кулуарах WorldGasConference в Вашингтоне 26 июня. На встречах обсуждали «замороженные» из-за санкций совместные проекты российских и американских компаний [ExxonMobil, Schlumberger, Halliburton и др.] в т.ч. – на арктическом шельфе и, в целом, влияние санкций на сотрудничество США и РФ в энергетике. Конкретикой, разумеется, стал «Северный поток-2» и трехсторонние переговоры в формате Брюссель – Киев – Москва по вопросу сохранения транзита через Украину.

При этом г-н Новак приехал в Вашингтон с венской встречи формата «ОПЕК+» [22-23 июня], где он выступал сопредседателем, и на которой было принято, вопреки противодействию Ирана, решение, на котором настаивал Дональд Трамп – увеличение картелем добычи на 1 млн. барр. в сутки.

Что же касается Мароша Шевчовича, то он накануне переговоров [25 июня] в ходе заседания  Атлантического совета предупредил США, что Евросоюз будет вынужден защищать свои экономические интересы, если США введут санкции против европейских компаний, участвующих в строительстве СП-2.

Похоже, что все ингредиенты этого «энергетического коктейля» были смешаны во время вашингтонских встреч в компромиссных пропорциях, и это было, судя по всему, зафиксировано во время визита в Москву 27 июня советника Дональда Трампа по национальной безопасности Джона Болтона.

А дальше последовал типичный для 45-го президента США моноспектакль на тему «Последний раз спрашиваю – где доля для американского сжиженного газа в Европе?!», который шел параллельно с действом «Когда, сукины дети, вы начнете тратить на оборону 2% от ВВП?!». Вполне предсказуемым финалом стало позволение Берлину строить СП-2 и заключительный аккорд [с той же хельсинкской пресс-конференции]: «Вы знаете, Соединённые Штаты сейчас или в ближайшее время будут, но уже сейчас являются самым крупным государством в мире нефти и газа. Мы продаём сжиженный газ, мы должны конкурировать с трубопроводом, и мы будем конкурировать успешно, хотя у них есть некоторое преимущество.»

Красноречивое послесловие в этой истории было за Германией. С одной стороны, компания Nord Stream 2 начала укладывать первые трубы «СП-2»: судно-трубоукладчик Castoro10 в ночь на 25 июля приступило к работам на наземной стыковочной станции под Любмином в Грайфсвальдском заливе. С другой, – в эти же дни Берлин подтвердил строительство первого в Германии терминала для приема СПГ в Брунсбюттеле [Шлезвиг-Гольштейн].

СПРАВКА

Городок Брунсбюттель имеет стратегическое месторасположение в устье реки Эльбы, он является отправной точкой Северо-Балтийского канала, соединяющего Северное и Балтийское моря.  Реализовать проект по строительству СПГ-терминала в Брунсбюттеле намерена германо-голландская German LNG Terminal GmbH. Федеральное правительство и власти земли Шлезвиг-Гольштейн оказывают полную поддержку предстоящему строительству.

Стоимость терминала мощностью до 5 млн. тонн СПГ [эквивалент примерно 3 млрд. куб. м.] составит $600 млн., запуск запланирован на 2022 год.

Впрочем, решение о строительстве терминала в Брунсбюттеле было принято еще в марте, о чем в апреле упоминал Bloomberg, и это лишний раз подтверждает тот факт, что Дональд Трамп играет главные роли только в политических драмах с заранее прописанным happy end… 

Целый ряд вполне уважаемых экспертов утверждают, что эти $600 млн. – цена со стороны Германии за «добро» Трампа на строительство «СП-2». Они указывают, что никаких экономических причин для строительства СПГ-терминала у Германии нет, и ссылаются на неудачный опыт Польши [Свиноуйсьце] и Литвы [плавучий терминал «Indepedence»], которые до сих пор не могут загрузить свои терминалы на полную мощность.

Всего же в Европе 26 действующих терминалов: в Испании – 7, в Великобритании – 6, во Франции – 4, в Италии – 3, в Нидерландах, Греции, Португалии, Бельгии, Польше и Литве – по 1. Их суммарная мощность составляет 235 млрд. кубов, тогда как в 2017 году в Европу было поставлено всего 55 млрд. кубов СПГ – 23% от общих мощностей.

Возможно, эксперты и правы: глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер согласился лишь на декларативное упоминание увеличения импорта из США сжиженного природного газа в ЕС плюс готовность европейцев обсудить возможность предоставления определенным американским компаниям права поставлять СПГ в Европу без получения обязательных лицензий.

Но, имеется и другой вариант развития событий, который кажется автору более вероятным, ибо несет экономическую выгоду всем трем сторонам «сделки» вокруг «СП-2» и американского СПГ. Начало строительство Германией СПГ-терминала, скорее всего, связано со стратегическим  разделом рынка газа Европы между США и РФ, причем Москва ограничивает свои аппетиты вводом мощностей «СП-2» и «Турецкого потока», а весь прирост европейского спроса покрывает США за счет СПГ.

Откуда ожидается прирост спроса? – В первую очередь ввиду сокращения предложения:

1)      Нидерланды отказываются от добычи природного газа и к 2030 году полностью выводят из эксплуатации знаменитое Гронигенское месторождение, – по причине вызываемых им многочисленных землетрясений в регионе и жалоб местных жителей [это – официальная версия, озвученная премьер-министром Нидерландов Марком Рютте].

Закрытие идет ударными темпами – с 53 млрд. кубов в 2013 году добыча была сокращена до 24 млрд. в 2017, а в 2022 планируется добыть менее 12 млрд.

2)      Добыча в Северном море находится на пике и может лишь немного увеличиваться, а с 2022 года прогнозируется медленный спад;

3)      Германия закрывает до 2022 года 7 ныне действующих энергоблоков АЭС общей мощностью 9,5 ГВт, что составляет 13,1 % электроэнергии в стране;

4)       Экологическая «программа-максимум» только одной Германии состоит в закрытии 20 самых старых электростанций, работающих на буром угле, общей мощностью 8,4 ГВт до 1 января 2020 года. Аналогичных мер «зеленые» и евробюрократы требуют и от Польши, но те [пока?] не намерены отказываться от угольной генерации.

Все это создает серьезную «дыру» в энергетическом балансе Германии и ЕС в целом, которую и должны закрыть поставки американского СПГ. Не исключено, что благодаря этим поставкам будут полностью задействованы мощности не только строящегося немецкого терминала, но и польского, и литовского и еще некоторых. При этом, Германия свою «дыру» закроет более дешевым российским трубопроводным газом, а вот на рынки Польши, Украины и стран Балтии придет более дорогой американский СПГ. [Разумеется, американский газ будет поставляться и на Иберийский полуостров, и в Южную Европу, просто эти регионы в «энергетическом смысле» никак не связаны с Украиной.]

А если американского СПГ не хватит, то его – по замещению – доставят из российского Ямала или Усть-Луги [в последнем случае СУГ – сжиженный углеводородный газ].       

Самое печальное в этой «сделке» не то, что ее оплатят потребители из Восточной Европы, а то, что дополнительные поставки СПГ из США окончательно «добивают» украинскую ГТС, делая транзит через нее российского газа избыточным с точки зрения баланса спроса и предложения. Вычитая ожидаемые в ближайшие годы дополнительные поставки американского СПГ в Германию и Восточную Европу из объема «остаточного» [после запуска «СП-2» и «Турецкого потока] транзита по украинской ГТС, мы неотвратимо приближаемся к нулю.

Впрочем, автор еще раз предупреждает, что он рассматривает худший для Украины вариант «сделки» между США, РФ и ФРГ. Возможно, реальность не столь печальна… Например, если оправдается прогноз Timera Energy о резком падении внутренней добычи в ЕС –  с 253  млрд. кубов в 2017 году до 150 млрд. кубов к 2030 году, то украинский транзит российского газа может оказаться вполне востребованным.

Окончание следует

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Александр Кошелев 31 июля 2018, 15:32

Хз, надо рассматривать еще энергосберегающие технологии. Которые могут несколько снизить потребление или как минимум снизить темп его прироста. Основные промышленные производства были Европы построены в 80-90 годах и их КПД, с современной точки зрения, оставляют желать лучшего.

0
реклама
реклама