Полтора года Украина провела в рецессии. Если четвертый квартал не продемонстрирует существенного роста, то можно будет говорить о рецессии в целом в 2013 г. Тем временем, по оценкам Международного валютного фонда, украинская экономика могла бы вырасти вдвое. Но при уcловии, что правительство проведет реформы и доведет качество институциональной среды и эффективности рынка до уровня Словакии, Чехии и Польши. Об этом рассказывал «Капиталу» Марчин Пьятковски, старший экономист Всемирного банка и соавтор презентованного вчера нового исследования «Проблемы и перспективы развития частного сектора в Украине». В число таких реформ, рассказал директор ВБ Украины, Беларуси и Молдовы Чимяо Фан, входят и те, которые необходимы для развития частного сектора в Украине. Последнему сегодня мешают нормативное регулирование, ограниченный доступ к финансированию, в особенности для малого и среднего бизнеса, и недостаточный уровень конкуренции.
Отсечь лишнее
Несмотря на то, что в 2013 г. Украина поднялась в рейтинге Doing Business c 140-го места на 112-е, основным советом международных специалистов для украинских властей остается дерегуляция. Для реформирования регуляторной среды, рассказывает Марчин Пьятковски, необходимо сократить число разрешений и лицензий, используя «регуляторную гильотину» — избавление от лишних и устаревших норм. В 2005 г. правительство уже прибегало к подобной мере, которая помогла ему избавиться от 4900 из практически 10000 устаревших норм. Сейчас, уверены в ВБ, пришло время повторить этот шаг. По данным Международной финансовой корпорации (МФК), в Украине ежегодно инспектируются порядка 68% компаний, в то время как в Грузии 31%, Узбекистане — 20%. При этом как минимум одно разрешение в 2011 г. вынуждены были получить 29% отечественных компаний, а в Беларуси, примеру, — 18%. В 2010 и 2012 гг. правительство начинало процесс реформирования системы разрешений и лицензий. В частности, был составлен исчерпывающий перечень обязательных разрешений, расширена сфера использования самосертификации, почти на треть урезан список лицензий, введен принцип «молчаливого согласия». Тем не менее, утверждается в отчете, «существует необходимость дальнейшего сокращения количества разрешний и лицензий, упрощения процедур их получения и расширения сферы применения сертификации».
Однако в правительстве эта рекомендация может не найти единогласной поддержки. «Этот инструмент не очень эффективно работает в украинской законодательной системе», — считает глава Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александр Данилюк. Правда, добавляет он, отмена части разрешений, как и другие меры, направленные на улучшение рейтинга Украины в Doing Business и решение критических для бизнеса вопросов, предусмотрены в Национальном плане реформ на 2014 г.
Доступ к деньгам
Согласно опросу, проведенному среди украинского бизнеса Всемирным экономическим форумом для World competitiveness report 2013-2014, 16,7% компаний жалуются на доступ к финансированию. Для них эта проблема сегодня стоит острее даже, чем коррупция и неэффективное государственное управление. Для облегчения доступа бизнеса к финансовым ресурсам Марчин Пьятковски предлагает, прежде всего, перейти к гибкому курсообразованию — реализовать рекомендацию, которую украинское правительство неоднократно слышало от Международного валютного фонда. Такой совет специалисты ВБ обьясняют тем, что де-факто привязка курса гривни к доллару обусловливает хронически высокие процентные ставки на гривневые ресурсы, поскольку НБУ поддерживает обменный курс гривни, ограничивая ее ликвидность на межбанковском рынке. В результате номинальные и реальные процентные ставки с учетом нулевой инфляции составляют около 20% в год. «Компании не могут инвестировать, когда кредиты выдаются под 20%, и им нет смысла делать это, если они могут положить деньги на депозит под 15% в реальном измерении. Редкие бизнес-возможности предлагают такую доходность», — говорит Пьятковски. Ситуацию ухудшают крупные кредитные потребности правительства, которые вытесняют кредитование частного сектора.
Игра на равных
Третьей ключевой проблемой украинского частного сектора специалисты мждународной организации называют низкий уровень конкуренции на внутреннем рынке. Высокая концентрация компаний во многих отраслях — результат наличия препятствий для входа компаний на рынок и выхода с него. Поскольку контролировать это призван Антимонопольный комитет Украины, именно с его реформирования Пьятковски предлагает начать повышение конкуренции на внутреннем рынке. Как говорится в исследовании, несмотря на то, что АМКУ не хватает ряда полномочий, например следовательских, он имеет крепкую правовую базу для своей деятельности, которая, однако, плохо реализовывается на практике. Так, в реальности уплачивается менее 10% наложенных АМКУ штрафов. Кроме того, комитету тяжело контролировать слияния компаний и создание монопольных объединений, поскольку он не имеет доступа к информации о конечных собственниках фирм-участниц. Исправить это, а также расширить следовательские полномочия АМКУ международная организация советует с помощью общегосударственной программы развития конкуренции на 2014-2014 гг. «Мандат АМКУ де-юре сильный, а де-факто — слабый», — соглашается с необходимостью этой реформы Данилюк.