Отгремели новогодние фейерверки и закончились столь необходимые каникулы. Кто‑то из нас чувствует себя отдохнувшим и полным сил, а для других наступает обычный послепраздничный спад настроения, а с ним и работоспособности. Чтобы этот закономерный откат эмоций не превратился в затяжной, а то и хронический трудовой саботаж с неприятными последствиями, именно в это время стоит обратить внимание на психологический климат в коллективе.
Предвкушение и послевкусие
Праздник — это всегда нарушение привычного режима, питания, образа жизни. Дает о себе знать и алкогольная интоксикация. Прибавьте к факторам риска также неизбежные переживания и разочарования по поводу неудачных моментов праздников: кто‑то почувствовал себя одиноким и несчастным, к кому‑то, наоборот, нагрянуло слишком много родственников. Третьи поняли, что не оправдались радостные ожидания — компания оказалась скучной, а полученные подарки ненужными. Серьезным стрессовым фактором может стать и необходимость держать лицо, отчитываясь перед друзьями и коллегами о каникулах, — здесь ведь тоже существует определенная конкуренция. Такая эмоциональная встряска организма может серьезно повлиять на настроение сотрудников и нарушить привычный трудовой ритм.
Несмотря на излишества и стрессы, праздники тоже нужны. Нет руководителя, который отрицал бы необходимость так или иначе сообща отмечать знаковые события, устраивать корпоративные вечеринки в возглавляемом им коллективе. Например, Новый год — самый атмосферный из праздников. На связанные с ним надежды и ожидание чудес большинство из нас запрограммированы с самого детства. То есть ожидание необычного и нового именно в это время также является совместной корпоративной ценностью. Это можно и нужно использовать. Например, задачи сплотить коллектив, улучшить в нем психологический климат или внедрить организационные новшества можно выполнить с наименьшими затратами как раз в это время. Заявление, что изменяется порядок отчетности, премирования или вводится новое штатное расписание легче приурочить именно к началу нового календарного года. Можно заранее назначить важное совещание в первые рабочие дни после праздников — таким образом трудовая мобилизация сотрудников произойдет сама собой.
Если бодрое праздничное настроение работников сменилось грустным — это скорее нормально. Не стоит требовать от сотрудников имитации бодрости и веселья. Достаточно просто работать. Психические механизмы людей устроены более или менее циклично. Такой цикл, как «очарование — разочарование» предполагает обязательность неких планов и ожиданий. А они традиционны в предновогодний период, — те же маркетологи делают все от них зависящее, чтобы подготовка к новогодним праздникам занимала у людей минимум месяц. Это само по себе изматывает. Не стоит игнорировать эмоциональную послепраздничную усталость участников коллектива и с места в карьер начинать ужесточать контроль, устраивать разносы и укорачивать дедлайны.
Такой подход может привести к болезням или нервным срывам у сотрудников. Особо чувствительные (а среди них — и далеко не худшие профессионалы) могут вообще начать просматривать сайты по трудоустройству в поиске новой работы. Поэтому лучше всего проявить понимание, но предупредить, что время на адаптацию после праздников будет ограниченным. Можно строго указать рамки и сроки адаптационного периода раскачки.
Если каникулы были достаточно длинными, а работа не терпит отлагательств и переносов, можно дать понять сотрудникам, что период праздничного расслабления прошел, распорядившись убрать из офиса все поздравительно-расслабляющие атрибуты. Если есть малейшая возможность каким‑то образом простимулировать физическую активность персонала, то стоит ею воспользоваться именно в этот период. К примеру, провести активный тренинг, поставить стол для игры в пинг-понг, раздать давно обещанные бонусные абонементы в спортзал или провести лыжный кросс в выходные. А вот предложение поработать сверхурочно лучше на некоторое время отложить.
Сделай сам
Главный пункт в процессе настройки коллектива на работу после праздников — это умение руководителя взбодрить самого себя. Люди внушаемы и склонны к подражанию, поэтому пример начальника для них достаточно значим. Чтобы заразить сотрудников бодростью и готовностью работать, нужно уделить время собственному эмоциональному состоянию.
Если послепраздничный упадок настроения ожидаемый, то и душевного ресурса на него уйдет меньше. Поддержать себя в этот период можно и нужно. Простые и давно опробованные, но от этого не менее действенные средства — прогулки, здоровое питание и приятное общение помогут выбраться из дискомфортных состояний. Можно, конечно, постараться отвлечься от неприятных чувств, но гораздо продуктивнее — проанализировать факторы, порождающие неудовлетворенность, и попытаться их изменить. Главное — чтобы рефлексия не переросла в бесконечные сеансы самоедства и недовольства собой.
Впрочем, занятия, с помощью которых можно отвлечься от грустных мыслей, тоже бывают достаточно занимательными. Это не только всевозможные развлечения вроде чтения книг или путешествий. Справиться с постпраздничным синдромом может и работа сама по себе — к примеру, попытка опробовать новые направления в бизнесе. Зачастую это срабатывает: неприятные мысли перестают лезть в голову, а организм не подбрасывает болезней и прочих неприятных ощущений.
Бес ожиданий
Существует простая формула, по которой настроение равно реальности минус ожидание. Но к буддистской нирване, предполагающей полное отсутствие ожиданий, а там, чем черт не шутит, и чувств вообще, суждено прийти далеко не каждому. Поэтому наиболее действенный рецепт от разочарования из‑за отсутствия энтузиазма у сотрудников и полудетских обид на них — не культивировать конкретные ожидания, а быть открытым для восприятия процесса и любых сюрпризов, которые могут преподнести послепраздничные дни.
Сюрпризы не обязательно должны быть неприятными. Например, более закрытым, интровертированным по характеру людям праздники могут не нравиться из‑за необходимости выполнять обязательные социальные ритуалы, общаться с непривычно большим количеством людей. Для таких сотрудников праздники — не что иное, как бесполезные хлопоты и ненужные траты. Даже если такой человек «эмоционально голоден», откладывает радости жизни «до праздника», то он лучше выйдет 2 января на работу, чем будет общаться с нагрянувшими гостями, ведь для него это — еще более трудная работа. Кого‑то может даже беспокоить и тревожить длительное отсутствие на работе, поэтому он предпочитает вообще не иметь затяжных каникул. Такого человека можно поощрить, дать ему индивидуальные поручения, даже делегировать ему часть своих обязанностей на время праздников — он будет этому только рад. Найдите такого сотрудника в своем коллективе, и вы получите дополнительные возможности отдохнуть без ущерба для результата общего дела.
Если же никаких постновогодних синдромов у вас не бывает, вас можно только поздравить с хорошей психической саморегуляцией. Вы неизбежно будете транслировать оптимизм и энтузиазм окружающим. Держите так и дальше — это себя оправдывает. Без лишних заморочек вспомните все, что вы хотели начать в новом году, и постепенно, с малого, или сразу рывком, с самого главного, начинайте претворять свои планы в реальность.