Авиакомпания МАУ увеличила убыток почти в 9 раз — до 2,7 млрд. гривен. Как это стало возможным и может ли компанию постигнуть судьба «Аэросвита»?
«МАУ — как человек, который идет по канату между двумя небоскребами. Такого человека может сбить даже легкий ветерок. Поэтому очень не хотелось бы бросаться в него камни», — осторожно комментирует новость о миллиардных убытках крупнейшего украинского перевозчика собеседник издания на авиационном рынке.
«Однако, хочу подчеркнуть, что повторение сценария» Аэросвита «в данном случае невозможно, и близко невозможно», — отмечает он.
Убытки МАУ, о которых стало известно из повестки дня общего собрания компании, заставили пассажиров авиакомпании волноваться. Хотя факт убыточности МАУ не стал «сюрпризом» для рынка. Ранее президент авиакомпании Юрий Мирошников в интервью Liga.net уже предупреждал, что компания второй год подряд сработает в «минус». Однако он не сказал, насколько большим он будет.
При этом у всех еще свеж в памяти другой отрицательный кейс — банкротство компании «Аэросвит», которая так же принадлежала Игорю Коломойскому и была одним из крупнейших игроков на рынке, обеспечивая в то время треть авиаперевозок за границу и 70% рейсов внутри страны. Тогда компания так же два года подряд фиксировала убытки и 2011-й, за год до банкротства, закончила с рекордным отрицательным показателем — почти в 1,5 млрд. гривен, или 190 млн долларов по тогдашнему курсу.
Если считать в долларах, то убыток МАУ вдвое меньше, однако он все равно является рекордным для авиакомпании. К тому же, падение произошло на фоне существенного увеличения пассажиропотока, количества рейсов и инвестиций в развитие флота.
Что сейчас происходит в МАУ, какие угрозы существуют для авиакомпании и как перевозчик планирует выходить из этой кризисной ситуации?
В начале года крупнейшая авиакомпания «Международные авиалинии Украины» обнародовала результаты работы за 2018. Опубликованные цифры свидетельствовали о том, что компания динамично развивается и о возможном кризисе даже мысли не было.
За год МАУ перевезла более 8 млн пассажиров, что на 15% больше, чем в 2017 году, а также выполнила 61,5 тыс. рейсов, превысив показатель предыдущего года почти на 10%. Компания также расширила географию международных рейсов и начала выполнять полеты из Киева в Копенгаген, Каир, Дели и Торонто. А карту внутренних маршрутов дополнил рейс Киев-Винница. Кроме этого, в рамках программы расширения и обновления флота перевозчик получил семь самолетов. Среди них — три воздушных судна нового для Украины типа — Boeing 777-200 ER, а также четыре среднемагистральных машины Boeing 737-800.
Впрочем, как оказалось, дела у перевозчика идут, мягко говоря, не очень хорошо. На фоне существенного роста пассажиропотока и количества рейсов, МАУ получила почти 100 млн долларов убытка.
Это уже второй год подряд, когда МАУ «ушла в минус». Но если в 2017 году убытки составили 304 млн гривен, то за прошлый год этот показатель вырос — до 2,7 млрд. гривен.
В самой компании это объясняют тремя основными факторами. Главный — стоимость авиационного топлива, которая в последнее время существенно возросла.
«В Украине бензин стоит минимум на 70 долларов за тонну дороже, чем в соседних странах, что также сказалось на финансовых результатах», — заявили в МАУ.
Во-вторых, из-за закрытого воздушного пространства над оккупированным Крымом и Россией увеличились расходы горючего.
«Самолеты, выполняющие рейсы в восточном направлении, тратят в среднем лишний час из-за необходимости обходить закрытые зоны и, соответственно, используют более топлива», — объясняют в компании.
Еще одной причиной негативного финансового результата в МАУ назвали нарушение графика поставки самолетов Boeing 777-200ER.
«Поскольку судна были запланированы в расписании, но не прибыли в Украину, компании пришлось перебронировать немало пассажиров на другие рейсы, разместить их в гостиницах и обеспечить питанием, что также повлекло дополнительные расходы», рассказал представитель перевозчика.
В 2017 МАУ впервые за последнее время сменила прибыль на убыток. Именно тогда Ryanair начал заходить в Украину. Даже с учетом того, что первая попытка ирландского лоукостера оказалась неудачной, МАУ уже тогда была вынуждена начать подготовку к перестройке.
«Это безусловно влияет. Есть плюсы и минусы. Наибольший эффект от прихода Ryanair — психологическое воздействие на путешественников. Задается новая планка цены», — заявлял в феврале в интервью Liga.net президент МАУ Юрий Мирошников.
«Короткий и простой ответ — очень резко усилилась конкуренция», — говорит директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий, называя одну из причин убыточности.
С ним также соглашается авиаэксперт Богдан Долинце.
«Важную роль сыграла активизация европейских перевозчиков, в том числе лоукостеров, что заставляет украинские авиакомпании создавать новые продукты и внедрять продукты в бюджетных сегментах перевозок», — отмечает он.
По его мнению, повлияли на финансовое состояние компании и инвестиции в развитие флота.
«Конечно самолеты берутся в лизинг, где порядок стоимости аренды в месяц значительно меньше, но тем не менее себестоимость расходов на парк у авиакомпаний может достигать 25% от всех расходов», — добавляет эксперт.
В то же время юрист Андрей Гук заявляет, что отчетность компании за последние годы сложно назвать прозрачной, а потому МАУ может показывать результат, который захочет.
«МАУ победила в спорах о так называемом авиационного сборе и не платит государству 2 доллара с каждого пассажира, также компания перестала в больших объемах платить „Украэроруху“ за услуги навигации и вступила в судебные споры по этому поводу», — напоминает Гук.
«Кроме того МАУ существенно оптимизировала свои расходы, получила скидки от „Борисполя“, берет плату за дополнительные услуги на борту — от регистрации до питания. Учитывая все это в совокупности, затраты на обновление флота все же не очень объясняют такие большие убытки», — отмечает юрист.
Кроме огромных убытков МАУ также имеет немалые долги перед партнерами. Точную цифру компания не называет. «Уровень обязательств сложно оценить, поскольку он постоянно меняется», — говорят в МАУ.
По разным оценкам долговой портфель компании превышает 1 млрд гривен. Сама МАУ часть долгов не признает и оспаривает их в суде.
Убытки вместе с долгами рисуют для МАУ не очень радужные перспективы.
«Признаки того, что компания наращивает задолженность есть. Но трудно сказать, идет ли какая-то подготовка к выводу активов. Мы видим, что компания активно развивается, ведет сложную и продуманную маркетинговую политику, улучшает свои сервисы, обновляет флот», — отмечает Гук.
По его словам, сценарий банкротства компании по примеру «Аэросвита» пока невозможен. Сценарий «Аэросвита» предусматривал фактическую передачу многих активов в пользу МАУ — права на линии, слоты в аэропортах, дальнемагистральные самолеты, часть работников перешла туда или в другие авиакомпании.
«Сейчас такое почти невозможно. Сложно будет передать права на воздушные линии от МАУ новосозданной или существующей компании. Более вероятно, что владельцы МАУ будут вкладываться в какой-то другой связан с авиацией бизнес — наземное обслуживание, аэропорты. Зато Украина рискует остаться без системного национального перевозчика в случае, если МАУ пойдет в банкротство», — отмечает юрист.
По мнению собеседника издания на авиационном рынке, сейчас МАУ может остановиться только по чью-то «злой воле».
«Такой сценарий, как было с «Аэросвитом», сейчас никто не планирует. В банкротстве МАУ сейчас не заинтересован никто. Другой вопрос, что им не хватает оборотных средств, и сейчас речь идет о том, на каких условиях инвестор, или возможно даже государство, поможет им: заберет их полностью, определенную долю, предоставит кредит или скидку «за спасибо», — объясняет собеседник.
Президент МАУ уже заявил, что в 2019 году компания сконцентрируется на стабилизации финансового положения. «Цель — выход на безубыточность», — ответили в пресс-службе на вопросы относительно ожиданий на текущий год.
Застрахована ли МАУ от банкротства? Нет, как и любая другая мировая авиакомпания. Примеров в последнее время хватает.
Так, в октябре 2017 свой последний рейс выполнила Air Berlin, которая была вторым после Lufthansa по мощности немецким игроком на рынке авиаперевозок. В начале февраля текущего года такая же участь постигла авиакомпанию Germania. Причина — дефицит средств, вызванный «резким повышением цен на керосин с одновременным падением евро к доллару США». Еще один пример — британская авиакомпания Flybmi, которая недавно объявила о прекращении своей деятельности в связи с Brexit.
В последние годы в состоянии кризиса находится и пятый по величине европейский перевозчик Alitalia, который с 1999 года не приносит прибыли. В 2016 году ущерб перевозчика, где работают 11 тыс. человек, составил около 500 млн евро. Сейчас компания находится в состоянии банкротства с неопределенным будущим.
Грозит ли такой сценарий МАУ? В ближайшей перспективе это маловероятно. «Слишком много стоит на кону. Компромисс будет найден в любом случае. Никто не скрывает, что ведутся переговоры, ищутся пути выхода из ситуации, потому что если МАУ остановится, это будет катастрофа», — подытожил собеседник издания, знаком с делами в компании.