Думки

соседи

Россия и Украина: есть ли свет в обреченном соседстве

Россия и Украина: есть ли свет в обреченном соседстве

Вторая половина апреля характеризовалась резким обострением украино-российских отношений. Враждебные действия со стороны России, о которых я пишу в этой колонке, станут серьезным испытанием на внешнеполитическом и экономическом направлениях для команды избранного президента Украины.

24 апреля Президент России Владимир Путин подписал указ, которым упростил процедуру предоставления российского гражданства жителям временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей - без обязательных экзаменов по истории и соблюдения требования о проживании в России более пяти лет. Это нарочито враждебные действия и стратегический вызов как для Украины так и для новоизбранного Президента Владимира Зеленского, в программе которого говорилось о мире на Донбассе.

Однако, провокационная составляющая здесь превалирует - если хоть немного окунуться в детали, возникает несколько серьезных вопросов по практической реализации указа Путина. Даже с позиций внутренней безопасности РФ так называемый «упрощенный порядок» совершенно не означает «массовую раздачу паспортов», о которой говорят некоторые обозреватели.

Например, для получения паспорта в упрощенном порядке, необходимо прожить на территории РФ не менее 3 лет (при «обычном» получении - не менее 5 лет). Но, возможно Россия уже давно считает оккупированные территории своими, как и Крым? Тогда это еще раз подтверждает факт захвата части территории суверенного государства и должно иметь последствия далеко больше чем просто санкции. Кроме того, как разъяснили в Пенсионном фонде РФ, жители Донецкой и Луганской областей Украины, которые получат российское гражданство в упрощенном порядке, смогут получать российские пенсии по старости только в случае переезда на постоянное жительство на территорию РФ.

Решение Путина сразу после подписания указа осудили в США и ЕС. В Госдепе США заявили, что Россия таким «крайне провокационным действием усиливает свое наступление на суверенитет и территориальную целостность Украины».

Но после этого Россия решила повысить ставки по крайней мере в информационной составляющей. 27 апреля президент РФ Путин заявил - «Мы вообще думаем о том, чтобы предоставлять в упрощенном порядке гражданам Украины наше гражданство». Впрочем, вопрос о выдаче российских паспортов всем гражданам Украины еще обсуждается и окончательного решения не принято, об этом 29 апреля сообщил пресс-секретарь президента РФ.

Кстати, в индексе паспортов компании Henley & Partners, который является международным рейтингом стран по уровню свободы передвижения, которую они предоставляют своим гражданам, Украина занимает 40 место, в то время как Россия - 47 место.

Скорее всего, «паспортное» заявление Путина является больше попыткой усилить давно существующий кризис, в последнее время перешедший в тлеющую фазу, чем практической постановкой вопроса.

Но «паспортному давлению» предшествовали экономические меры - правительство РФ решением от 18 апреля подготовило условия для полного запрета экспорта в Украину из России сырой нефти и нефтепродуктов, а также создало условия для существенного ограничения поставок угля. В частности, поставки бензинов, дизтоплива, пропана, бутана и других сжиженных газов с 1 июня будут возможны только при наличии разрешения правительства РФ. На основании отдельного разрешения можно будет поставлять в нашу страну каменный уголь. По сути, создан механизм для прекращения поставок топлива в нашу страну. По данным российской таможенной службы на нефтепродукты в 2018 году пришлось 43% российского экспорта в Украину, сумма поставок составила около 4 млрд. долл. (по данным компании Argus, в 2018 году российская нефть в Украину не поставлялась).

Необходимо будет заменить примерно 150 тыс. тонн нефтепродуктов. Это не приведет к топливному дефициту - сжиженный газ в больших, чем сейчас, объемах будут завозить через наши черноморские порты, будут увеличены поставки бензинов и дизтоплива из Беларуси и Литвы, вероятно, возрастет объем переработки нефти на Кременчугском НПЗ. Дополнительным вариантом решения проблемы может быть увеличение поставок нефтепродуктов из Азербайджана, Польши, Румынии.

Но май может быть сложным и не исключена некоторая ценовая турбулентность. Во-первых, для переориентации логистики потребуется примерно месяц. Во-вторых, белорусские Мозырский и Новополоцкий НПЗ снизили объем переработки нефти в связи с тем, что Россия в конце апреля прокачивала по нефтепроводу «Дружба» некачественную нефть (доля органических хлоридов в несколько десятков раз превышала допустимую норму). Невольно возникает вопрос - это очередная демонстрация Россией готовности использовать энергетическое сырье в качестве оружия?

Очевидно, что психологическое давление, оказываемое Путиным на нашу страну, имеет под собой серьезную экономическую подоплеку.

Какую? Считаю, она связана с тем, что в середине апреля по газотранзитным планам России обойти Украину до истечения срока действия нынешнего транзитного договора был нанесен двойной удар.

Во-первых, проектная компания газопровода Nord Stream-2 была вынуждена согласиться подать новую заявку регулятору Дании на прокладку труб этого газопровода в Балтийском море. Это грозит задержкой строительства на срок до полугода. Таким образом, к концу года газопровод не будет построен.

Во-вторых, Совет ЕС окончательно утвердил поправки к газовой директиве, согласно которым правила, регулирующие внутренний газовый рынок Евросоюза, будут применяться к трубопроводам из третьих стран, в том числе и Nord Stream-2. Это означает, что у газопровода должен быть независимый от «Газпрома» оператор (сейчас это на 100% структура «Газпрома» - Nord Stream 2 AG), а к мощностям получат доступ третьи лица. Также половину мощности Nord Stream-2 «Газпром» должен будет отдать под независимого оператора с нерусским газом.

При этом «Газпром» сохраняет свои обязательства по поставкам газа в Европу. И в таких стесненных условиях «Газпром» вынужден будет вести переговоры с Украиной о транзите с 2020 года (нынешний контракт заканчивается 31 декабря 2019) существенных объемов газа - в разы больше, чем назывались главой «Газпрома» Миллером 10-15 млрд куб.м. в год. Даже при достаточно гипотетическом запуске двух ниток «Турецкого потока», загрузке Трансбалканского газопровода в реверсном режиме и при сохранении объемов поставок российского газа в Европу на уровне 2018 года, потребность в украинском транзите составит, как минимум, около 70 млрд. куб. м. (в 2018 году транзит газа через Украину составил 87 млрд. куб. м.).

«Нафтогаз» назвал условием заключения транзитного договора прокачку не менее 60 млрд куб. м. газа в год через территорию Украины. «Газпром» требует ограничиться 15 млрд. куб. м., но даже чисто арифметически требования «Газпрома» нереалистичные - с учетом ситуации вокруг Nord Stream-2 и «Турецкого потока», он просто не сможет выполнить свои контракты со странами Европы. То есть Россия занимается элементарным шантажом. Что и подтвердилось 27 апреля, когда Путин на пресс-конференции в Пекине заявил, что Украина останется без газоснабжения, если не продлит договор о транзите российского газа.

«Паспортные» заявления и топливные ограничения - очередной враждебный шаг со стороны России. Но других вариантов у нее нет - во второй половине года ожидаются переговоры о продлении договора о транзите газа и карты у РФ довольно слабые. У Москвы нет вариантов - ей нужен кризис. Но далеко не факт, что военный кризис принесет России успех, поскольку украинская армия на несколько порядков сильнее, чем была 5 лет назад, а поддержка нашей страны со стороны США и ЕС в случае военного обострения значительно возрастет, что может вылиться в усиление санкционного давления на Россию.

Попытки обойти нашу страну новыми газопроводами не увенчались успехом до окончания срока транзитного договора. «Турецкий поток» на данный момент может прокачивать в Европу 15 млрд. куб. м. газа, Nord Stream-2 практически без сомнений не будет введен в эксплуатацию до 31 декабря 2019 года, распространение на него действия Газовой директивы ЕС снижает возможности транзита российского газа вдвое от тех, которые планировало руководство РФ. Решение вопроса оно видит в привычном для себя создании кризиса, чтобы попробовать обменять его разрешение на выгодные для себя условиях заключения транзитного договора.

Похоже, что жизнеспособность для России нынешней модели отношений с Украиной с отшлифованными формулировками и привычными клише уже не столь очевидна, она теперь гораздо меньше действует на население РФ. А новая модель, судя по всему, еще не выработана. Поэтому пока отрабатывается «транзитное вопрос», который России необходимо решать в любом случае. Эта проблема и станет первым серьезным испытанием для нового Президента Украины в отношениях с РФ. Но с учетом исходных позиций - ситуация с Nord Stream-2 и «Турецким потоком» - думаю, Украина имеет основания для успешного преодоления этого испытания.

Завантаження...
Комментарии (3)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Петя Иванов 15 мая 2019, 18:19

Хаврило, уверяю вы ошибаетесь, как в своей горячности, так и сельской аргументации. Я доказывал свою позицию ссылкой на определенный действующий документ и хронологией официальных значимых заявлений, вы - "хотелками". Пока что данный способ бытия сомализировал вашу страну. Время рассудит, но вы в любом случае не переживайте. Теперь у вас есть выбор получения паспортов.

0
Петя Иванов 10 мая 2019, 18:45

1. "временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей". Оккупированных кем или чем? Если Россией, самое время объявить ей войну. Наверное и логика автора гибридная.
2. "Это нарочито враждебные действия и стратегический вызов как для Украины" Так понимаю хлопцы должны получать только польские, румынские, венгерские, и, особо удачивые, немецкие паспорта. Это правильное движение гастарбайтеров. Только не российские.
3. "По сути, создан механизм для прекращения поставок топлива в нашу страну." Этот механизм имелся с 1991 г. Режим спецразрешений канализирует и упорядочивает поставки, но не является каким-то особенным запретом.
4. "Но других вариантов у нее (России) нет - во второй половине года ожидаются переговоры о продлении договора о транзите газа и карты у РФ довольно слабые." Данилишин, а вы какие-нибудь правовые документы изучали? Например Энергетическую хартию, к-ю ратифицировала Украина. Даже по истечении транзитного контракта вы обязаны обеспечить транзит третьим лицам на прежних условиях. Более того, именно Газпром предложил пролонгировать транзитный договор на прежних условиях, однако заинтересованность Украины полностью отражает состав ее представителей на переговорах в Брюсселе: Климкин и Климпуш-Цинцадзе! Ну а Шкиряка-то почему не взяли? Лицо, ум и честь Незалежной. Детский сад, мля. Сначала создайте оператора ГТС, которого уже 5 лет не можете выделить из НАКа.
Данилишин, 3 с минусом. И то, может в банковском деле больше понимаешь.

2
gavrilo brut 15 мая 2019, 00:47

Иванов - кол с минусом ...
"вы обязаны обеспечить транзит третьим лицам на прежних условиях"
Если предположить, гипотетически, что рашка прекращает транзит до нуля, то как его можно "обеспечить" ? Это чистый форс-мажор, ведущий к невозможности исполнения обязательств транзитера, со всеми вытекающими последствиями для поставщика.
Но, вот тут, как раз, и есть слабое звено: провокационному шантажу псевдоимперии, необходимо противопоставить жесткое неприятие этих условий Украиной, иногда не брезгуя блефом, Европе же - симметрично шантажировать рашку, посильней нажимая на старые и новые мозоли, которых у той, предостаточно. Такая, скоординированная позиция, позволила бы Европе выторговать еще больший демпинг по газу (и нефти, возможно), а Украине - обеспечить подписание нового, более выгодного договора. Вообще же, считаю, что транзит чужого газа - постоянный дерибан и склока при дележке легких денег. Сосредоточьтесь на добыче своего - там и для воровства будет меньше возможностей, за счет необходимости вкладывать в добычу и для независимости государства польза.

0
реклама
реклама