Вчера Верховная Рада, после неудачной попытки накануне, приняла календарный план и повестку сессии. Успех голосования обеспечили депутаты парламентского большинства, продемонстрировав свою готовность результативно работать на ближайших заседаниях. Тем временем оппозиция и большинство в очередной раз заявили о желании договориться о процедуре внесения изменений в Конституцию.
На основании договора
Вчера лидеры парламентских фракций продолжили переговоры по выходу из политического кризиса. В отличие от всех предыдущих дней этой недели, они стали более конструктивными. Оппозиция предложила новый механизм конституционных изменений — уже четвертый вариант. Его особенность — принятие «конституционного договора», который бы предусматривал временное введение парламентско-президентской республики на период, пока не будет пройдена вся процедура внесения изменений в Конституцию.
«Это может быть закон, который будет устанавливать до принятия новой Конституции механизм распределения полномочий между ветвями власти», — сказал «Капиталу» зампредседателя фракции УДАР Виталий Ковальчук. Руководитель юридического департамента фракции «Свобода», народный депутат Олег Махницкий отметил, что в конституционном договоре будут дублироваться нормы Конституции 2004 г. или близкие к ее положениям.
Предложенный механизм вместе с разработанным оппозицией проектом конституционных изменений ПР согласилась рассмотреть. «В Конституции такого понятия нет и конституционного договора как термина не существует. Поэтому мы должны ознакомиться с этим документом, но в то же время понимаем, что он ничем не подкреплен с точки зрения права», — сказал «Капиталу» народный депутат Владимир Олийнык.
Новая инициатива оппозиции — принятие «конституционного договора», который предусматривал бы временное введение парламентско-президентской республики, пока не внесут изменения в Конституцию
При условии согласования проекта изменений в Конституцию делегированными представителями фракций председатель парламента Владимир Рыбак объявил о готовности созвать внеочередное заседание для голосования за документ. Вместе с тем несколько депутатов из фракции ПР выразили сомнение, что такое заседание состоится. «Очевидно, что мы заинтересованы в максимальном затягивании процесса. Скорее всего, этого заседания не будет», — сказал «Капиталу» источник в руководстве фракции.
Председатель фракции ПР Александр Ефремов на брифинге также дал понять журналистам, что быстрого принятия конституционных изменений ожидать не стоит. «Было бы очень неплохо, если бы мы в течение какого‑то короткого времени все‑таки выписали данный документ, поставили [на обсуждение] его так, чтобы точку зрения по этому документу высказала общественность… Параллельно, чтобы это документ направили в Венецианскую комиссию» — сказал он.
Что предлагает оппозиция
В распоряжении «Капитала» оказался проект изменений в Конституцию, подготовленный оппозицией и переданный представителям парламентского большинства. Народный депутат Павел Петренко сообщил «Капиталу», что документ во многом соответствует законопроекту, который был проголосован в парламенте в 2004 г. и получил оценку Конституционного суда. Также, по его словам, были учтены замечания Венецианской комиссии, которые были высказаны к положениям Конституции 2004 г.
В частности, предусматривается создание в парламенте коалиции депутатов, которая уполномочена вносить на рассмотрение президента кандидатуры премьер-министра и министров и утверждать их после того в Раде. Предлагается также лишить президента права вносить представление на назначение и увольнение членов Центральной избирательной комиссии.
Кроме этого, предусматривается наделение Рады полномочиями назначать и увольнять половину состава Конституционного суда (сейчас Рада может назначать лишь треть КС) и таким образом перераспределить квоту президента между съездом судей и депутатами. Помимо этого, согласно документу, президент лишается права досрочно прекратить полномочия парламента при условии, если на протяжении 30 дней сессии не могут начаться пленарные заседания. При этом устанавливается, что единственное условие роспуска президентом Рады — невозможность сформировать правительство в течение 60 дней.
В отличие от редакции Конституции 2004 г., где предусматривалось, что президент может останавливать действие актов правительства по мотивам их несоответствия Основному закону, такая норма в проекте не прописана. Также предложено ликвидировать региональные государственные администрации и передать их полномочия исполнительным органам, которые сформируют местные советы.