Лидер украинского авиарынка — компания «Международные авиалинии Украины» — в 2014 г. планирует увеличить оборот на 34,8 % по сравнению с 2013 г. — до $ 1 млрд, цитирует президента МАУ Юрия Мирошникова информационно-консалтинговый Центр транспортных стратегий. Согласно сообщению, в 2014 г. авиаперевозчик рассчитывает начать полеты в ряд европейских городов (Стокгольм, Минск, Кишинев, Дюссельдорф), а также в Азию (Душанбе, Ашхабат, Ташкент, Пекин и страны Персидского залива). Кроме того, весной 2014 г. компания готовится открыть рейсы в Нью-Йорк. Ранее, осенью 2013 г., Мирошников говорил о намерении направить самолеты в Торонто (Канада) в текущем году.
Прогноз выполнимый
МАУ вполне могут нарастить оборот на треть, уверен генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. Директор информационно-консалтингового Центра транспортных стратегий Сергей Вовк считает, что планы МАУ амбициозные, но вполне реалистичные. Часть прошлого года компания проводила переформатирование своей бизнес-модели, добавляя новые направления, которые ранее обслуживал «АероСвіт», рассказывает он. Благодаря этому 2014 г. авиаперевозчик встретил с существенным потенциалом для наращивания своей доли рынка, отметил Вовк.
Эксперт авиарынка, член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко согласился, что планы МАУ по наращиванию оборота вполне выполнимые. По его мнению, открываемые направления — в частности, Нью-Йорк, Дюссельдорф, Стокгольм — довольно емкие по пассажиропотоку. Маршруты в Среднюю Азию и Молдову позволят привлечь транзитных пассажиров для дальнейших полетов в ЕС и Северную Америку, добавил собеседник.
$1 млрд оборота планируют достичь «Международные авиалинии Украины» в 2014 г.
По словам директора консалтинговой компании FAS Александра Ланецкого, МАУ удастся повысить оборот за счет активного расширения флота, которое проводилось в 2013 г. и продолжится в 2014 г. Это позволит увеличить пассажиропоток и, как следствие, доход, объясняет эксперт. Юрий Мирошников говорит, что компания в прошлом году нарастила парк вдвое — до 40 единиц. В этом году оператор планирует «выйти на четыре дальнемагистральных самолета Boeing-767». Сейчас, по данным авиационного сайта ch-aviation.com, компания располагает одним бортом Boeing-767‑300. Еще три таких же скоро пополнят флот.
Прибыль под угрозой
Но активное наращивание новых направлений может негативно повлиять на прибыльность авиакомпании по итогам 2014 г. и даже принести чистый убыток, допускает Артур Винюков-Прощенко. Практически все новые направления на первых порах приносят убытки, объясняет он, опасаясь, что МАУ могут столкнуться с «болезнью «АероСвіта», который в свое время активно открывал новые направления, что в итоге негативно отразилось на судьбе авиакомпании. К тому же конкуренция на авиарынке может ужесточиться, отметил Александр Ланецкий. В следующем году должно вступить в силу соглашение между Украиной и ЕС «Об открытом небе», которое либерализует авиасообщение между нашей страной и Евросоюзом. Правда, Сергей Вовк прогнозирует, что после вступления этого документа в силу МАУ не очень пострадают на большинстве среднемагистральных направлений в Европу, разве что усилится конкуренция со стороны лоукост-авиакомпаний. Однако компания сможет это перекрыть за счет грамотной диверсификации пассажирооборота, в частности активизации открытия новых направлений в Среднюю Азию и развития дальнемагистрального вектора бизнеса.