Министерство доходов и сборов нашло способ сократить время на таможенное оформление грузов. Для того, чтобы сделать его более оперативным, оно подготовило законопроект о поправках в Таможенный и Налоговый кодексы, в котором выписана схема перенесения процедуры определения таможенной стоимости на этап постаудит-контроля. Копия документа есть в распоряжении «Капитала».
По словам министра доходов и сборов Александра Клименко, сегодня процедура проверки заявленной таможенной стоимости занимает слишком много времени. А в некоторых случаях, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, может достигать 110 дней. В рейтинге Doing Business 2014 Украина занимает 148-е место по легкости ведения внешней торговли. Согласно расчетам международных экспертов, прохождение таможенного контроля для экспортеров занимает один день, для импортеров — два дня.По словам Клименко, в ближайшее время законопроект будет вынесен на обсуждение общественности. Бизнесу концепция была презентована 6 февраля — на заседании профильной рабочей группы инвестиционного совета при Министерстве доходов и сборов. Проект закона планируется обсудить во время заседания инвестсовета в четверг 13 февраля. «В документ еще будут вноситься правки», — сообщил «Капиталу» на условиях анонимности один из участников рабочей группы. В частности, потому, что предложенные Миндоходов поправки вызвали замечания со стороны предпринимателей.
Санкции все выше
Перенесение многих этапов таможенного контроля, в том числе контроля по определению таможенной стоимости, действительно может сократить время таможенного оформления товаров, признает эксперт PwC Денис Шендрик. Сейчас закон предполагает ограничение в четыре часа, однако при возникновении у таможенников дополнительных вопросов время, как правило, увеличивается. Тем не менее, по словам эксперта, в разработанном законопроекте нет какой‑либо процедуры, которая позволила бы его сократить. Зато есть увеличение в пять раз штрафов за занижение таможенной стоимости на этапе постаудита.
После выпуска товаров с отсрочкой определения таможенной стоимости назначается проверка импортера. Если в ходе такой проверки выявляется занижение таможенной стоимости и платежей, применяются штрафы в пятикратном размере налоговых доначислений или в десятикратном размере — при повторном на протяжении 1095 дней налоговом доначислении. «Такие штрафы явно чрезмерны. Кроме того, эта схема означает учащение проверок субъектов предпринимательской деятельности», — считает руководитель практики таможенного регулирования и международной торговли компании EY Игорь Даньков. В свою очередь Александр Клименко утверждает, что усиление санкций согласовано с предпринимателями.
Проект противоречий
Инициативы Миндоходов могут столкнуться и с возражениями международных партнеров, поскольку, отмечают опрошенные «Капиталом» эксперты, эти предложения противоречат международным стандартам и принципам ВТО.
Во-первых, при несогласии с решением о корректировке таможенной стоимости декларант имеет право на выпуск товаров под финансовые гарантии сроком действия не более 365 календарных дней. «При этом такие гарантии должны предоставляться только в форме денежного залога. Ограничение формы гарантии противоречит Киотской конвенции и Соглашению о применении статьи VII ГАТТ (далее — Соглашение), предоставляющим бизнесу разные формы гарантий», — говорит Даньков.По словам члена Совета предпринимателей при Кабинете министров, президента ассоциации «Укрвнештранс» Олега Платонова, бизнес настаивает на нескольких видах гарантий, а не только на наличных деньгах. Например, тех же банковских векселях, использование которых допускает Таможенный кодекс. «Помимо прочего, предложения бизнеса касаются также того, чтобы не только субъект хозяйствования обосновывал заявленную стоимость, но и таможенный орган доказал обоснованность своих претензий», — сказал «Капиталу» Платонов.
Во-вторых, при выпуске товаров по «упрощенной» схеме размер финансовой гарантии определяется как разница сумм заявленной таможенной стоимости и средневзвешенной стоимости, определяемой по методике, утверждаемой Кабмином и умноженной на коэффициент 5. Получается, что сумма гарантий не привязана к сумме таможенных платежей. Это, по словам Данькова, противоречит ст. 308 Таможенного кодекса, согласно которой «размер финансовой гарантии определяется… исходя из суммы таможенных платежей», той же Киотской конвенции и Соглашению.
Относительная добровольность
Предлагаемый Миндоходов механизм контроля является альтернативным действующему. Однако эксперты полагают, что бизнес будет неохотно его использовать. «Можно предположить, что выпуск товаров с отсрочкой определения таможенной стоимости на практике не будет работать», — говорит Даньков. «У бизнеса эта схема не будет пользоваться популярностью, — отмечает Шендрик, акцентируя на том, что сейчас законопроект выписан таким образом, что таможенные органы в любой момент смогут заставить бизнес использовать именно эту процедуру. Так, в перечне условий, при которых может применяться эта схема, есть пункт, который предполагает, что она может использоваться, если Миндоходов заподозрит, что взаимосвязь между покупателем и продавцом повлияла на заявленную таможенную стоимость. В списке оснований также — неполная информация о составляющих таможенной стоимости, которая станет известной после выпуска товара в оборот и уплаты роялти, а также отсутствие всех документов, которые подтверждают точные сведения о таможенной стоимости.
Не только Миндоходов предлагает перенести контроль правильности определения таможенной стоимости на этап после выпуска товара. В мае прошлого года председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник зарегистрировал посвященный той же теме законопроект о поправках в Таможенный кодекс. По словам Данькова, законопроект депутата лишен некоторых недостатков своего «конкурента» из министерства, прошел утверждение в профильном комитете Рады и одобрен представителями деловых кругов.